Неповторимый облик Ар Деко придавали дорогие, редкие материалы: палисандр, амарант, черное и пальмовое дерево. В отделке применялись лак, шагрень, акулья кожа, шкура пони, слоновая кость. Изящная мебель Клемента Руссо – инкрустированные перламутром шкафы, кресла, оклеенные пятнистой акульей кожей, отделанные тонкими полосками слоновой кости, - обладала уникальностью музейных произведений.
Ценный вклад в искусство мебели между 1910 и 1914 годами внес Поль Ириб, хотя и не был краснодеревщиком. Книжный график, карикатурист, автор афиш и узоров для тканей, Ириб сыграл важную роль в формировании дизайна Ар Деко.
Ар Деко соединил прошлое с будущим. В геометрических формах и линиях он отражал прогресс в развитии новых технологий. Вершиной Ар Деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Мебель Рульмана, выполненная из ценных пород древесины, скупо инкрустированная слоновой костью, серебром и перламутром, могла успешно соперничать с лучшими образцами стиля Людовика 16. По отношению к «образцам» формы мебели Рульмана выглядели более упрощенными и слегка видоизмененными. Произведения мастера отличались чистотой, стройностью и изяществом форм. Создавая свои модели, художник делал много тщательно проработанных эскизов; выполнение отдельных элементов он доверял лишь опытным ремесленникам.
Знаменательной для Ар Деко датой стало 8 ноября 1972 года, когда мебель и другие предметы из коллекции Жака Дусе получили неожиданно высокие цены при продаже. Этот аукционный успех способствовал привлечению всеобщего внимания к целой эпохе французского искусства, его забытым мастером.
Упорно разделяя и противопоставляя модернизм и Ар Деко, историки пользуются термином «декоративный модернизм» и часто включают в книги об Ар Деко произведения, которые традиционно считаются модернистскими, привлекая их для пояснения свойств декоративного стиля. Сами же предметы, созданные художниками радикального крыла Ар Деко и последовательными сторонниками современного дизайна, демонстрируют единство конструктивного, функционального и декоративного, объединенных в художественное целое общностью признаков единого стиля, данного в наиболее четкой артикуляции.
Роль декоративного искусства
в сложении нового стиля очень велика. Оно явилось сферой, сохранявшей «классическую инфраструктуру» системы формообразования, межвидового синтеза, ансамбля, стилевого единства, в которой преобразования и обновления происходили постепенно, без рывков и разрушений. Здесь же, в области декоративного искусства, происходило закрепление за создателем декоративных ансамблей двойственной функции художника и дизайнера. Шедевры Ар Деко легко становились предметом антиквариата в 1960-е годы. Ориентация на уникальность обеспечила высокие качества продукции серийного производства 1920-х годов. Эти предметы и сегодня органично вписываются в самые разные варианты современного интерьера: от пышно-эклектичного в стиле «нувориш» до строго стилизованного в духе дизайна «хай - тек». Для сложения нового стиля очень важной явилась организационная деятельность художников-декораторов, которые в 1910-е годы объединяли художников разных профессий, разных творческих направлений для участия в выставках, работы над ансамблями интерьеров, а так же оборудованием для разных видов транспорта и пр.
В эти же годы происходит обращение к стилистике Ар Деко в СССР. Практикующие архитекторы, теоретики и историки искусства полны уверенности, что продолжают насильственно прерванное развитие идей конструктивизма. При этом сборная индустриальная архитектура Дворца пионеров в Москве (1963) сочеталась с яркими мозаичными панно, выполненными в манере детского рисунка и изображавшими природные стихии, с обилием зелени и водоемами в просторных холлах и внутренних двориках, с декоративной пластикой из легкого светлого металла.
Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. Больше, чем когда-либо, дизайнеры сочетают обстановку здания с его архитектурой. Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мисс Ван дер Роз, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1919-20 гг. разрабатывает проекты небоскребов из стекла и бетона. 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: «Дом – машина для жилья». Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания. В 1926 году на строго математической основе Мисс ван дер Роз проектировал мебель из металлических трубок. Модели имели артикул «MR» в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло « MR 534», известное как « Weissenhof», наглядно воплотило художественный идеал автора – подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные модели вошли в коллекцию классических образцов мебели 20 века. Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно многое. Наиболее яркими памятниками архитектурного направления Ар Деко остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффективные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красоты.
Еще по теме:
Индия под влиянием Британии
Начиная с ХVIII в. Индия попадает под влияние Британии (до 1947 г.). Это было не только подчинение цивилизации совершенно другого типа, но сюда была принесена новая техническая культура. Но она оказалась очень устойчивой. Отторжение чужер ...
Форма
Формы элементов композиции и форма композиции в целом могут оказывать огромное эмоциональное воздействие. Мягкие размытые пятна, четкие жесткие границы прямоугольников, острые углы, круги могут создавать ощущение покоя и агрессии, строгос ...
Гай Плиний Старший
Гай Плиний Старший (23-79 н.э.) Был свидетелем жизни и правления нескольких императоров. Занимался общественной и административной работой. Во время извержения Везувия в 79 году, когда погибли Помпея и Геркуланум, Плиний возглавлял флот, ...