Отличительной чертой греческой религии стал антропоморфизм. Греческие боги были не только внешне похожи на людей, они и вели себя, как люди: влюблялись и ревновали, завидовали и строили козни, страдали и веселились. С точки зрения греков, между миром богов и людей не существовало непреодолимой границы. Греки чтили богов, но не унижали свое достоинство перед обитателями Олимпа и обращались с ними «по свойски».
Мифология греков причудливо отразила их универсальные представления о мире, законах жизни, общества и природы. В ней, как и в искусстве, утверждался следующий принцип: мерой всех явлений должен быть человек с его разумом, подчиняющим себе чувства. Неслучайна особая популярность возвеличенных героев и героических мифов в греческом обществе. Героическое вообще становится важной ценностью, формируя поведение человека под углом зрения высших гражданских идеалов.
Особое значение в культуре этого периода играл эпос – древнейший род литературы, повествующий о событиях прошлого. В VIII в. до н.э. великий греческий поэт Гомер создал первые известные нам литературные произведения Древней Греции «Илиаду» и «Одиссею». Реализм в изображении эпохальных событий и точность деталей еще соседствуют в них с легендами и мифами, которые, однако, начали перерабатываться в художественных формах.
Гомер создал идеал человека своего времени – смелого, мужественного, физически совершенного, благородного, подчиняющего свою наполненную подвигами жизнь требованиям разума и одновременно обладающего практической сметкой, умного и находчивого. Поэмы Гомера сыграли огромную роль в культуре Древней Греции. Они выполняли важную воспитательную функцию и служили грекам своеобразным сводом исторических знаний о легендарных событиях прошлого. Гомер оказал большое влияние на формирование единого интердиалектного греческого языка, который позже использовался всеми греческими эпическими поэтами. «Илиада» и «Одиссея» заложили основы античной литературы. Гомеровский эпос повлиял на становление героических жанров европейской литературы.
Нашествие дорийцев затормозило развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры, которые начинали путь своего становления как бы заново, с примитивных форм. Однако к концу гомеровского периода и здесь наметился явный прогресс. Самое важное нововведение того времени – храмы, которые не получили распространения в крито-микенской архитектуре.
В IX–VIII вв. до н.э. происходило совершенствование искусства керамики и вазописи, в котором преобладал геометрический стиль. Сосуды расписывались полосками геометрического орнамента, редкие изображения человека были также чрезвычайно схематичны, подобны геометрическим фигурам. Это искусство полностью соответствовало архитектоническому стилю, характеризующемуся простотой конструкции.
Таким образом, гомеровская Греция стала временем зарождения самобытных основ древнегреческой культуры (полисы, литература и письменность, олимпийская религия, интерес к состязаниям, храмовая архитектура), получивших дальнейшее развитие в культуре периода архаики.
Еще по теме:
Культура и природа. Экология и экологическая культура
В рез преобраз есиесивен прорид среды, чел возвёл искусствен среду своего обитания. Это вторая, созданная чел природа – культура. Чел осваивал природу не только на материально-практич, но и дух-теоритич уровнях. В рез-те возникл такие явл ...
Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима
Др. Рим по формообразованию близок к Др. Египту. Древние римляне также не стремились выявлять форму либо конструкцию. Часто применялись богатые декорат-е украшения, котор. полностью скрывали конструкцию. Тем не менее др. римляне были и оч ...
Художественно-дизайнерская проработка
Средневековое искусство Дальнего Востока, как известно, насквозь метафорично и символично; ему свойственно желание увидеть не частное и конкретное в его собственной ценности, но осознать это конкретное как знак чего-то более значительного ...