Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют. В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной- основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта. Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Другой - в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют также прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка- эмалью других цветов. Выемчатые эмали делают на золоте, серебре, меди.
Выемчатая эмаль (champleve) выполнялась, прежде всего, на меди и бронзе. Следует отметить, что при этой технике с помощью долота и штихеля в металле делаются неглубокие выемки, которые создают изобразительную композицию. Эти выемки заполняются опаковой стеклянной массой, которая обжигается и по охлаждении шлифуется. Эта техника, применявшаяся еще в римское время кельтскими племенами, была особенно распространена в XII и начале XIII века. Главные центры находились в областях Мааса и Нижнего Рейна и во французском Лиможе
Для лиможской эмали из Англии доставляли корнуэльское олово (оно придает сплавляющимся во время обжига краскам непрозрачность, что усиливает их кроющую способность). Из Испании привозили особый краситель – сафру, естественную смесь окиси кобальта и натрия. Сафра придавала чистоту и глубину тона знаменитой синей эмали лиможских мастеров. Добавки олова разбеливали цвет, позволяли использовать тональные нюансы. Эти приемы были неизвестны мастерам предшествующего периода в районах Мааса и Рейна.
В XIV-XV вв., возможно, под воздействием мастеров-витрариев (расписывавших витражи), итальянской майолики и ренессансных гравюр, лиможцы стали переходить от архаичной техники выемчатых эмалей к сложной, но раскрывающей новые изобразительные возможности, живописной (расписной) технике.
В прошлом столетии художники в поисках новых художественных форм, используя опыт и стили мастеров прошлого, создавали работы в технике лиможской эмалевой живописи. Французский эмальер Клаудиус Попелин создал художественный женский портрет в стиле неоренессанса и использовал для этого старую технику лиможской эмалевой живописи. В представленном примере использовались фольга, прозрачные и опаковые эмали и в некоторых местах золотые блестки. До нас дошел доклад, с которым он выступил 6 марта 1868 г. перед Центральным обществом изящных искусств в Париже, объяснив процесс изготовления этой эмалевой работы. Рассмотрим наиболее важные моменты, поскольку подробное изложение технологии интересно и сегодня.
Доклад начинается с описания обработки слегка выпуклой медной пластины толщиной примерно 0,1 мм. К. Попелин подчеркивает необходимость нанесения контрэмали, описывает подготовку эмалевых красок к работе. Далее он рассматривает процесс изготовления изделия: «Растертую эмаль распределяют на тщательно протравленной металлической поверхности, примерно так, как намазывают бутерброд. Для этого используют железный или медный шпатель, размер которого зависит от выполняемой работы. Чистой салфеткой из бывшего в употреблении льняного полотна промокают содержащуюся в эмали воду. Затем эмаль разглаживают с легким нажимом шпателем во всех направлениях. Так же покрывают обратную сторону, причем для этой цели чаще всего используют бесцветную эмаль, что позволяет просматривать чистый металл сквозь слой эмали. Заготовку укладывают на плиту из огнеупорной глины, покрытой красной охрой, чтобы исключить прилипание жидкой эмали, и производят обжиг. Пластину шлифуют наждаком и производят блестящий обжиг. Затем на эмалевую поверхность переводят рисунок через кальку, подложив под нее копировальную бумагу. Берут очень тонкую золотую фольгу, оклеенную с двух сторон шелковой бумагой, вырезают ножницами по контуру те детали, которые потом будут покрываться прозрачной эмалью, как, например, лента карминно-красного цвета в волосах женщины или многочисленные драгоценные камни, используемые для украшения женской головки. Точно так же поступают с платиновой и серебряной фольгой.
Еще по теме:
Дорический ордер
Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких кол ...
Социально-политические идеалы XIX века: либерализм,
марксизм, анархизм
культура буржуазный научный революция романтизм
XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий, из них три на протяжении ...
Украинская портретная живопись 18 века
Реалистические тенденции были характерны для портретной живописи, который отмечался наличием разных стилей. Именно стилевые отличия портретной живописи стали ее специфической особенностью. Среди мастеров живописи стоит отметить Иову Кондз ...