Античной цивилизацией и культурой принято обозначать древнюю историю Греции и Рима, а также стран, испытавших их культурное влияние, в период с нач. I тысячелетия до н.э. по V век н.э. Это была цивилизация, основанная на рабстве и в экономическом отношении представлявшая значительный шаг вперед по сравнению с древневосточными обществами. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, мифов. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры. Античная культура пленяет своим пластичным, «телесным» характером. Мир/космос — понимался древними греками как одушевленное, прекрасное, сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония, они на века определили европейские каноны красоты. «Ничего сверх меры!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Пластичность — основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусства. Одно из центральных понятий античной эстетики — калокагатия (от греч. calos — прекрасный и agathos — нравственно совершенный) — обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты. Античная культура отличалась глубоко светским характером при всем значении почитания богов.
Свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин — таков идеал античности.
Уже в III тыс. до н.э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности, самой высокой из которых была критская. Наиболее впечатляющими остатками этой цивилизации являются дворцы, поэтому она называется «дворцовой». В результате извержения вулкана (ок. XV в. до н.э.) большинство поселений погибло. Крит заселяют племена ахейцев (XV – XIII вв. до н.э.), эту культуру называют эгейской, её важнейшими центрами были Микены, Тиринф, Афины, Фивы. Этот период увековечен Гомером в «Илиаде». Ахейскую цивилизацию теснят племена дорийцев (XIII – XI вв. до н.э.). В этот период происходит становление этнического самосознания греков на основе единства языка, религии, нравов. Основная форма государственности — полис. Древняя Греция никогда не была единым государством — это множество отдельных государств — полисов.
Время расцвета древнегреческой культуры и искусства — классический период (VI – V вв. до н.э.). Именно в это время в Греции появляются философия, живопись, возникают театры, стадионы, возводятся великолепные храмы и скульптуры.
«Эпоха эллинизма» (IV в. до н.э. – I в. н.э.) начинается с завоеваний Александра Македонского. Империя Александра просуществовала недолго, распалась сразу после его смерти, но сам факт ее существования оказал сильнейшее воздействие на все последующее развитие культуры. Греческое влияние распространялось на культуру других народов.
В истории греческой культуры принято выделять следующие периоды:
– Крито-микенская культура (конец III тыс. – II тыс. до н.э.);
– Гомеровский (XII – IX до н.э.);
– Архаический (VIII – VI до н.э.);
– Классический (V – IV до н.э.);
– Эллинистический (к. IV – I до н.э.).
Выдающиеся достижения древнегреческой культуры.
Литература:
– Эпическая поэзия: Гомер «Илиада», «Одиссея».
– Лирическая поэзия: Алкей, Сафо, Анакреон.
– Сатира: Эзоп.
Изобразительное искусство:
– Архитектура: Кносский дворец, Афинский Акрополь (Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, Пинакотека), храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Александрийский маяк.
– Скульптура: Фидий (статуя Зевса в Олимпии, статуя Афины в Парфеноне), Мирон (Дискобол), Пракситель (Гермес), Поликлет (Ника Самофракийская), Агесандр (Лаокоон), Скопас (Менада), Лисипп (бюст А. Македонского).
Театр:
– Эсхил. Включение второго актера. Главная тема трагедий — проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, возмездия (трагедии «Персы», «Прометей прикованный», «Орестея»).
– Софокл. Включение третьего актера. Созданные им художественные образы глубоко человечны. Конфликт его трагедий в противоборстве человека и судьбы (трагедии — «Эдип-царь», «Антигона», «Электра»).
– Эврипид. Пристальный интерес к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам. Созданные им образы отличаются глубиной психологических характеристик (трагедии «Медея», «Ипполит», «Федра»).
– Аристофан. Блистательные примеры аттической комедии. Сюжеты взяты из современной автору политической жизни Афин (комедии «Всадники», «Осы», «Лягушки», «Лисистрата»).
Выдающиеся ученые и философы:
Фалес, Гераклит, Пифагор, Архимед, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, Геродот, Демокрит, Диоген, Эпикур.
Еще по теме:
Историческое развитие праздника – отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевого исторического события – Крещения Руси.
Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны ...
Культура и общество
К-ра возникла вместе с возн-ем общ-ва. К-ра и общ-во – это формы небиол. организации, совместн. жизнедеят-ти людей. М/у ними сущ. и разл-я: если интерпретир-ть общ-во ч/з деят-ть, т.е. рассм-ть как коллект. субьект деят-ти, то к-ра выступ ...
В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз
В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к ...