Пластов А.А. родился в1893 в с. Прислониха Симбирской губ. Лучшие его картины стали классикой русской живописи XX в. Пластов – великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов и останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917–1925 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.
В 1931 г. у Пластова А.А. сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов – несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы.
Аркадий Александрович – природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника – увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.
Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, – А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина. Пластов А.А. осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова – воплощенная гармония природы и человека.
В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны ("Фашист пролетел", 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы ("Жатва", "Сенокос", 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии). Картина "Сенокос" прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны. В картине "Жатва" – тема войны скрыта, она – в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле.
Во время войны художник жил и работал в селе Прислониха. Полотно Пластова "Фашист пролетел" (1942) – одно из наиболее тревожащих и незабываемых произведений живописи. Русская осень с золотым убором опадающей листвы, с увяданием зелени на полях и фигурой погибшего мальчика-пастушка на первом плане несет на себе следы бессмысленной военной жестокости. У горизонта чуть виден силуэт улетающего немецкого самолета-убийцы.
И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). Среди работ Пластова также выделяется картина "Весна" (1951). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи.
Не случайно в названиях многих его картин есть нечто обобщающее. Аркадию Александровичу дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию.
Еще по теме:
Некоторые композиционные приемы
Совсем необязательно строить многоэлементную композицию - можно использовать минимум деталей, и чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность.
Можно выразить тему через отдельные характерные ассоциации с помощью пре ...
Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования
Переход в новое тысячелетие для многих публичных библиотек стал переходом и в качественно новое состояние, для которого характерны не только расширение содержания деятельности и традиционных функций, но и изменение их социально-культурной ...
Российский театр и драматургия 18-19 века
В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 году по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Акаде ...