Счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но . та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) – так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.
Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации ("Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова, 1948; "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, 1948-1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.).
Полотно "Колхозный праздник". По ряду признаков это произведение подходит под определение стиля социалистического реализма, провозглашенного основным для советского искусства. Правда, следует уточнить, что упомянутую картину включали в реалистический метод с оговорками, поскольку она слишком ярка и демонстративно народна. Автор несколько раз перегрузил сюжет подробностями, но это помогло ему создать впечатление естественного деревенского веселья, лишенного официальной праздности.
Пластов А.А. – советский живописец, народный художник СССР. Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизнь русской деревни и ее людей ("Фашист пролетел", 1942, цикл "Люди колхозной деревни", 1951 – 1965). Ленинская премия (1966). Гос. премия СССР (1946).
В 1945 году завершился большой период истории искусства 20-го века. Победа демократических сил над фашизмом и последовавшие за ней грандиозные социально-политические, национальные и международные перемены решительным образом перестроили художественную географию мира, внесли серьезные изменения в состав и ход развития мирового искусства. С новыми своими проблемами искусство вступает в послевоенное время, когда определяющие его развитие три основных фактора – социально-политический, национальный и интернациональный, идейно-художественный – создают новую историко-художественную ситуацию.
Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».
Еще по теме:
Выбор металла
Для литейных латуней характерны хорошие литейные свойства. Отливки из литейных латуней обладают высокой герметичностью и способны выдерживать давление до 30–40 МПа. Литейные латуни применяют для изготовления фасонных отливок, которые нель ...
Культурология как область знаний, её предмет и место в ряду наук
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почит ...
История утопической традиции
Обозреть, даже в самых общих чертах, всю историю утопической мысли - задача очень трудная. Существует точка зрения, что история утопии практически тождественна истории мировой культуры. Первой ступенью на пути формирования утопической тра ...