В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр города и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси.
И Москва, став столицей великого княжества Владимирского, сразу же стала претендовать на значение религиозного центра Русских земель. При великом князе Иване Калите, а затем и при всех других московских великих князьях и царях в Москве строилось множество монастырей, соборов, храмов. А в ближайших подмосковных землях духовной оградой становились знаменитые обители — Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Владычный и Высоцкий в Серпухове, Ново-Иерусалимский на Истре, Ферапонтов Лужецкий в Можайске, Иосифо-Волоцкий в Волоколамске, Николо-Угрешский и многие другие монастыри.
Петр I, основав Санкт-Петербург, также уделял большое внимание духовному значению новой столицы России. Петропавловский и Троицкий соборы, Александро-Невская лавра положили начало церковному строительству в городе. При потомках Петра в небеса вознеслись высокие шпили и купола Свято-Иоанновского монастыря, Исакиевского, Никольского Морского, Смольного, Преображенского, Владимирского, Воскресенского и многих других соборов.
И не могло быть иначе. Столица России — это всегда обитель русской святости и русской церковности.
Москва всегда ассоциировалась в сознании русских людей с храмами, недаром и прозвали ее “златоглавой”. А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, описывая Москву, прежде всего, вспоминает ее храмы:
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы .
Да и иностранные гости не могли не обратить внимание на эту московскую особенность. Так, Павел Алеппский, архидиакон, секретарь антиохийского патриарха Макария, писал в XVII веке: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом…” И далее: “Всего больше нас донимал колокольный звон, от гула которого дрожала земля, ибо в этом городе несколько тысяч церквей…”. А в XVIII веке графа Луи-Филипп Сегюра восхищали “тысячи золоченых церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взор отблеском солнечных лучей”.
Естественно, что русские люди гордились своей древней златоглавой столицей. Большой знаток и патриот Москвы, писатель и историк Н.М. Загоскин однажды привез своего друга на Воробьевы горы и, с замиранием сердца, восклицал: “Ну что . что скажете милый? Какова наша Белокаменная-то с золотыми маковками? Смотри, смотри! Ну, Бога ради, как же настоящему-то русскому человеку не любить Москвы? Иван-то Великий как высится . Господи! Вон направо-то Симонов монастырь, вон глава Донского монастыря влево .” И, вытирая слезы радости, спросил: “Ну, что, бьется ли твое русское сердце при этой картине?”
Еще по теме:
Формирование Древнерусской культуры
Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже ...
Звуковые эффекты в фильме «Пассажир поезда №12»
Кадры кинохроники были беззвучны. Звукорежиссер фильма «Пассажир поезда №12» сумел оживить черно-белую картинку при помощи искусственного наложения звука. В киноленте авторы использовали музыкальные произведения Петра Чайковского, Модеста ...
Современное мышление
В каждой области деятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемы и способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысль ученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучног ...