Главный собор столицы и всей России сегодня — это храм Христа Спасителя.
Манифест о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя был подписан императором Александром I в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 г. Храм изначально задумывался как мемориальный памятник в ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 г. В октябре 1817 г. началось строительства храма на Воробьевых горах по проекту А.Л. Витберга.
Новый император Николай I в 1827 году принял решение остановить затянувшееся строительство, руководствуясь не только экономическими, но и вероучительными мотивами, ибо проект Витберга не отвечал канонам православия. Для храма было выбрано новое место — у Пречистенских ворот на левом берегу Москвы-реки, на месте древнего Алексеевского монастыря. В сентябре 1839 г. началось строительство по проекту архитектора К.А. Тона, выполненному в «русско-византийском стиле». Возведение и роспись храма Христа Спасителя продолжались 44 года. Работу над скульптурами и росписью храма осуществляли крупнейшие русские художники — П.К. Клодт, А.В. Логановский, Ф.А. Бруни, Г.И. Семградский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.
26 мая 1883 года храм на заново отделанной гранитной набережной был освящен в присутствие императора Александра III. В древней столице в небеса вознесся четырехстолпный, пятиглавый собор, который стал крупнейшим церковным сооружением Москвы — высота до креста центральной главы составляла 102 метра.
Храм Христа Спасителя отличался не только своими размерами, но и глубочайшим религиозно-символическим значением. Главный престол храма был посвящен празднику Рождества Христова. На стенах храма был размещен своеобразный пантеон русских святых, заступников Святой Руси — Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Кроме того, были изображены сюжеты, связанные с христианскими праздниками, приходящимися на дни решающих сражений Отечественной войны. В стены были вделаны мраморные доски с различными историческими текстами времен Отечественной войны, перечислением полков и командующих, именами убитых и награжденных.
В 1912 году у храма Христа Спасителя был открыт памятник императору Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин), снесенный в 1918 году. 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший до того митрополитом Московским и Коломенским. Но уже через несколько лет, 5 декабря 1931 года, храм Христа Спасителя был взорван…
Народное движение за восстановление храма Христа Спасителя началось в конце 80-х годов. Был создан Комитет по возрождению храма, который возглавил известный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин, начался сбор средств. В 1994 году Правительство Москвы, поддерживая стремление москвичей и по инициативе Мэра столицы Ю.М. Лужкова, приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах. Первый камень в основание храма был заложен уже 8 января 1995 года, а ровно через год, к Рождеству 1996 года были возведены основные несущие конструкции (проект архитекторов М.М. Посохина, А.М. Денисова, инженера В.И. Фадеева и др.).
Еще по теме:
Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции.
Символизм
Романтизм и реализм – два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод – это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению дейст ...
Мозаика
Мозаика (фр. mosaique, итал. mosaico от лат. (opus) musivum – (произведение) посвящённое музам) – декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством ко ...
Расцвет мастера
В 1469 году власть во Флоренции перешла к внуку Козимо Старого - Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Его двор становится центром флорентийской культуры. Лоренцо - друг художников и поэтов, сам утонченный поэт и мыслитель, становится ...