Москва. Две столицы: духовное величие

Информация о культуре » Москва. Две столицы: духовное величие

Страница 9

В устройстве русских храмов XVIII — начала XIX вв. можно увидеть и протестантские шпицы, и подражание католическим куполам, и пестрые итальянские орнаменты наружных фасадов, и подражание римским базиликам. В стиле западноевропейского барокко выстроена церковь Архангела Гавриила, более известная под названием «Меншикова башня». Свое второе название церковь получила потому, что была выстроена по заказу А.Д. Меншикова в 1704–1707 гг. Общее руководство строительством осуществлял архитектор И.П. Зарудный, при участии мастеров из Италии и Швейцарии. «Меншикова башня» — уникальное, первоначально, шестиярусное сооружение, с 30-метровым шпилем, увенчанное выкованной из меди и золоченой фигурой трубящего ангела. Высота строения достигала 81 м, что на 3, 2 м больше колокольни Ивана Великого. После пожара 1723 г. здание было восстановлено в 1773–1779 гг. по инициативе известного московского масона Г.З. Измайлова, а в 1783 г. интерьер получил новую отделку с использованием масонской символики (уничтожена в 1852 г. по приказу митрополита Филарета).

В 1923–1947 гг. церковь была закрыта, а с 1947 года здесь размещается подворье Антиохийского патриархата.

В стиле западноевропейского барокко устроена была и церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице. Строительство церкви началось, по-видимому, архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку» в 1705 или в 1708 гг., а завершено архитектором И.Ф. Мичуриным в 1723 или 1728 гг. Храм был двухэтажным — в нижнем ярусе располагалась теплая церковь Николая Чудотворца. В нижнем ярусе галереи размещалось два придела. В 1745–1746 гг. к церкви была пристроена колокольня, по мнению историков архитектуры, ставшая одним из самых ярких в Москве произведений зрелого барокко. В 1990-е гг. храм Петра и Павла был восстановлен, отреставрирован, в нем возобновилась постоянная церковная жизнь.

В последние в Москве проводятся масштабные восстановительно-реставрационные и строительные работы, благодаря которым открывают свои врата древние и заново устроенные храмы. Так, заново воссозданы Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота с Иверской часовней, реконструированы храмы Большое Вознесение у Никитских ворот, Троицы в Листах (ул. Сретенка), комплексы Свято-Даниловского, Высокопетровского, Рождественского, Зачатьевского монастырей.

Летом 2000 г. на месте разрушенной Казанской церкви на Калужской площади освящен храм-часовня в честь иконы Казанской Божией Матери. На Поклонной горе построен и начал действовать храм Великомученика Георгия Победоносца. Строительство этого храма началось в 1993 г. и велось в течение полутора лет.

Храм Георгия Победоносца представляет собой церковь в древнерусском стиле, с основанием в виде «креста». Высота храма — 45 м до навершия креста. Церковь стоит на небольшом насыпном холме, вершина которого вымощена гранитными плитами. Храм окружен открытой галереей, огороженный гранитным парапетом и полуметровой узорной чугунной решеткой. Над главным входом в храм — большая икона «Воскресение Христа», на которой крылатые ангелы возносят Христа на небо. Ниже, при входе надпись: «Вечная память погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

На фронтоне звонницы храма Святого Георгия Победоносца помещены фрески с изображением Иисуса Христа в центре, Божией Матери справа и Иоанна Крестителя слева. На западной внешней стене за аркой звонницы помещено изображение иконы «Св. Великомученика Георгия Победоносца. Поражающего копьем змия». На северной внешней стене храма над боковым выходом из северного придела — бронзовое изображение иконы «Знамение Божией Матери».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Искусство мастеров итальянского Возрождения
С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я ...

Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Конец XIX – начало ХХ вв. – эпоха, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства. Не затрагивая многих интереснейших черт этого периода в рамках дипломной работы, отмети ...

Дидро о теории и практике французского театра
XVIII в. принципиально изменил роль театра. Его подлинная эволюция была связана, конечно, не с придворным театром, занятым почти исключительно упрямым повторением давно уже омертвевших банальных трафаретов и безудержным угодничеством, дох ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы