Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима», государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей. Согласно преданию Рим был основан 21 апреля 753 г. до н.э. Ромулом и Ремом, их предком был Эней, покинувший Трою, после ее падения. Долгое время это считалось легендой, но археологические раскопки подтверждают связь Древнего Рима с троянской культурой и тот факт, что первые поселения появились в VIII в. до н.э.
Римская культура была явлением значительно более сложным, чем греческая, в ее формировании приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти — греки, народы Ближнего Востока, этруски. Греческие, этрусские и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, фрески, мозаики, поэтические творения и ораторские шедевры, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.
В развитии художественной культуры Древнего Рима выделяют следующие периоды:
1) царский (VIII – VI вв. до н.э.);
2) республиканский (V – I в. до н.э.);
3) императорский (I – V в. н.э.).
Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к героическому прошлому. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами единственно достойными римлянина признавались политика, война, законотворчество. Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности к практической деятельности.
Римская культура тесно связана с религией. На первом этапе это примитивный политеизм, когда каждый предмет и каждое явление имели своего духа, свое божество. Каждый дом имел свою Весту — богиню домашнего очага. Почитались души предков — пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божеством по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне». С V в. до н.э. начинается сильное влияние греческой религии. Богатая мифология греков обогатила сухую почву итало-римской религии: Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Афродита - Венера, Арес – Марс, Посейдон – Нептун, Гермес – Меркурий, Геракл – Геркулес, Гестия – Веста. Происходит отождествление римского и греческого пантеонов.
Достижения римской цивилизации в области строительства:
– использование бетона;
– строительство прочных рационально проложенных дорог;
– использование арочных и купольных конструкций;
– высокая градостроительная культура — регулярная планировка;
– создание системы коммуникаций (водопровод, канализация);
– разнообразие общественных сооружений (спортивных, зрелищных, храмов, терм).
Знаменитые общественные деятели:
Ганнибал, Юлий Цезарь, Октавиан Август, Спартак, Корнилий Тацит, Цицерон, Меценат, Нерон.
Литература Древнего Рима:
– Вергилий — поэма «Энеида». Сборники стихов «Буколики» и «Георгики».
– Гораций — оды. Трактат «Наука поэзии».
– Овидий — лирическая поэма «Наука любви». «Скорбные элегии». «Метаморфозы». «Послания с Понта».
– Ювенал — сатиры.
– Апулей — авантюрно-аллегорический роман «Золотой осел».
– Плавт — комедиограф.
– Петроний — обличительный роман «Сатирикон».
– Плутарх (грек по происхождению) — жизнеописания великих деятелей.
– Сенека — многочисленные философские произведения и трагедии.
– Марк Аврелий — философская проза «Наедине с собой».
– Теренций — комедиограф.
Еще по теме:
П. Беренс – создатель первого в мире фирменного стиля
П. Беренс был учеников Мутезиуса и главное его достиж-е в развитии дизайна 19 в. считается то, что сейчас называют фирменным стилем. Он в 1907 г. пришел работать во всеобщую электрическую компанию, где был худож-м директором и поставил пе ...
Концепция английского парка и основные принципы его создания
Ключевые элементы дизайна природного сада в английском стиле:
1. При создании такого сада стремятся к сохранению естественного рельефа, почвы, существующих растений.
2. Предусматривается создание как можно более разнообразных сред обита ...
Роль этностереотипов в изучении национального
характера
Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуации межкультурных контактов. Они спосо ...