Керамика является самым распространенным массовым видом археологических находок. Устойчивость обожженного глиняного теста по отношению к разрушающим силам почвенных вод и ветра обусловила сохранность почти всего керамического материала древности. Повсеместное распространение глин, простота изготовления изделий и затрудненность перевозки примитивных типов глиняной посуды - все это делает древнюю керамику одним из наиболее доброкачественных источников, позволяющих без особых погрешностей сравнивать между собой как различные области, так и различные эпохи.
Разработка глинищ не представляла никакой трудности. Подготовка глины к формовке заключалась в смачивании ее и тщательном промешивании. Тщательно промятая глина в зависимости от степени ее тучности насыщалась примесями, такими как песок, тальк, толченые раковины, дресва, шамот, кострика.
Важнейшими процессами гончарного дела являются формовка сосудов и их обжиг.
Простейшая конструкция гончарного круга такова: основой круга является скамья. В доске скамьи прорезано отверстие для оси. На деревянную ось надет деревянный круг, толщиной 2-3 см и диаметром 15-20 см. Поверх круга прикрепляется тонкий кружок меньшего диаметра, на котором иногда вырезывается вглубь клеймо. Для того, чтобы глина легче отделялась от круга, последний посыпают золой и песком. При работе на таком станке гончар сидит верхом на скамье и вращает круг левой рукой, а правой формует глину.
Наиболее примитивный способ обжига - костровой применялся в догончарную эпоху. При обжиге на костре стенки сосудов прокаливаются очень неравномерно. При печном обжиге обычно прокаливается вся поверхность горшка, но в изломе нередко обнаруживается, что середина черепка сохранила непрокаленный черный или серый цвет. Только обжиг в специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, дает полную прокаленность всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет хорошо прокаленной глины.
Еще по теме:
Владимиро-Суздальская архитектура
Появившиеся в последние годы работы по изучению древних памятников Владимиро-Суздальского зодчества указали на необходимость более внимательного их изучения в связи с проверкой ранее собранных для них данных 1. Недостаточность данных оказ ...
Экзистенциалистская концепция культуры
Экзистенциализм – философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм возник как реакция на кризис гумманизма, как выраз со ...
Творчество Джованни Баттиста Пиранези
Родился Пиранези в Мольяно, близ Местре. В Венеции изучал перспективу и искусство сценической декорации. В 1740 году уехал в Рим, где до 1744 года обучался технике гравюры у Джузеппе Вази. После этого он ненадолго вернулся в Венецию, а в ...