Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Информация о культуре » Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Страница 3

Интересно, что « графических работах для печати художник идет по пути стилизации орнамента и всех мотивов листа, и том числе солнца и его лучей, понимаемых, как свет новой жизни. Аллегорический смысл изображений, почти символов, прочитывается сразу. В штриховом рисунке и живописи язык художника сложнее, изображения предполагают долгое рассматривание, вживание. Г, И. Гуркин прекрасно чувствовал специфику жанра и умело владел ей. Подтверждение этому - произведения 20 — 30-х гг. Среди них есть настоящие жемчужины пейзажной живописи.

Художник наблюдал, размышлял, рисовал все проявления жизни, но художественное осмысливание действительности, сокровенные чувства, свободно выражал присущим ему языком — пейзажными образами. В рисунках пейзаж встречается в этот период меньше, чем разнообразные жанровые мотивы, но в живописи он преобладает. Причем самые многочисленные картины с водоемами, озерами или реками. В них узнаешь руку мастера горных озер сразу, но сразу же чувствуешь и нечто неуловимое, отличающее эти пейзажные образы от предыдущих.

«Пейзаж. Озеро» (1924) — настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная какие трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.

«Горное озеро. Весна» (1923) — очень характерный пейзаж 20-я годов, Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни — деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета; от темного, густого до изумрудного и совсем светлого, на дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе как обычно у Гуркина очень тонок, любовными касаниями кисти написаны все детали. Удивительно чудо их жизни на холсте, вспоминается сказанное об А. Рублеве «аки дымом».

В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуется поиски автора в темпераментности, большей пастозности мазки, в звучности и контраста и цвета воплотить жизнеутверждающий, мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора. Среди готовых работ — пейзаж с всадником «Кудюр - Тепкен».

Одной из любимых тем в творчестве Г. И. Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированная к эпосе алтайцев Катунь воспета художником с любовью в целом ряде прекрасных полотен. В Туве Г. И, Гуркин неоднократно пишет Енисей. Дальний берег горист, но горы иные, чем в пейзажах Алтая, — пологие, коричневатые.

В творчестве Г. И. Гуркина немало и живописных портретов. В 1983г. коллекцию произведений Г. И. Гуркина в музее пополнил «Портрет П. Н. Губанова», привезенный из Кызыла.

Необходимо особо подчеркнуть, что никогда из творчества Г. И. Гуркина не уходила тема Алтая. В Монголии и Туве он не мог писать и рисовать с натуры, но Алтай продолжает жить в замыслах картин, в эскизах, порой так детально выполненных, что художник рисовал и раму на листе. Чаще всего это лист плохой серой бумаги, порой оборотная сторона ведомости, либо лист бухгалтерской книги или оборотная сторона репродукции. Художественные достоинства произведений от этого не ниже, проблема в другом — сохранность. И эта беда графики не только Г. И. Гуркина, по и огромной части наследия художников, которые не прекращали, подобно ему, творческой деятельности в первые послереволюционные годы.

Характерно, что эскизы 1920 — 1925 годов, посвященные Алтаю, являются выразительной летописью состояния души, настроения художника.

Эскиз 1921 г, апрель. Назвал его автор «Картина страдания. Томление духа». Ею замысел — борьба света и тени. Рисунок выполнен о-1ень приблизительно, вероятно, иго первое обращение к тепе. Ее ясно видит художник, душа полна страдания. «Черные цветы стоят прямо - гордо! Розовые — белые поникли!». Не хватало сил отработать эскиз окончательно, до деталей, что обычно присуще художнику. Чувство осталось и словах, поспешно записанных на полях: «Сегодня, 4 апреля, я болен! болен душевно. Нет сил, нет энергии, мучаюсь Томление духа! Что такое далеко? Что случилось? Что чувствует сердце? »

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Арто: «Театр жестокости» как способ воздействия на зрителя
Антонен Арто (1896 — 1948), французский теоретик театра, режиссер, актер, поэт. В 1924 — 26 годах примыкал к сюрреализму. Произведения Арто, независимо от жанра, представляют собой «фрагменты» единого проживаемого опыта «тотального отрица ...

Анализ лиможских эмалей xii-xiv века
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непро ...

Электронный каталог
Входящая в третье тысячелетие современная библиотека — это уже не только книгохранилище, но и своеобразный "электронный архив". Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных ее носите ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы