Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Информация о культуре » Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Страница 4

В рисунках 1921 — 1922 гг. появляется тема, названная Г. И. Гуркиным «Свободный Алтай». Мечта о возрождении Родины, о том, что над ней восходит солнце новой жизни, может быть, наивно, но выразительно и трогательно передана ставшим постоянным мотивом восходящего солнца, щедро льющего свои лучи на землю. Вера в зарю новой жизни на Алтае была у художника так велика, что он выполняет целый ряд эскизов, а затем и картин, где воплощено благоденствие и процветание народа,

Лучи солнца, спет новой жизни, светильники в руках у алтайки учительницы ассоциируются в сознании и рисунках Григория Ивановича со светом просвещении, знания.

Вот рисунок тушью 1922 г, «Свободный Алтай», На фоне гор — прекрасный "Дворец науки и искусства*, перед ним фонтан (Аржан Кутук) источник сил, здоровья, мудрости Алтайка читает книгу ребенку, а слева — символическая фигура богатыря-алтайца, победившего зло и невежество, в руках его светильник знания и разума.

Какие бы эскизы о новой жизни своего народа не рисовал Григорий Иванович, в центре непременно возвышался Дворец науки и искусства, или Дворец народного творчества или школа.

В 1927г. в ноябре уже в Улале художник работает над эскизом плаката &Что нужно Автономной Ойротии!» На эскизе, в центре которого дети и алтайка, мать-учительница, со светильником в руках, автор пишет: «Источником возрождения новой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание! Все силы, нее средству только на это!»

Неоднократно художник использует еще один мотив для символического воплощения изменений на Родине — Тан-Чолпон, восходящая Утренняя Звезда.

На одном из рисунков сделана надпись: «Там родина моя, светлая мать, там мой Алтай». Тоскует, стремится в милые сердцу места немолодой уже художник. Когда, возвращение стало реальным и была удовлетворена просьба художника, в работах появились воодушевление и надежда.

Следующий, после возвращения, 1926г. был годом творческого подъема и успехов. Сибирская общественность приветствовала Г. И. Гуркипа. В 1925г. в редакции газеты "Советская Сибирь» в г. Новосибирске состоялась выставка работ художника. На ней было представлено более 200 произведений. Выставка расценивалась как отчет о напряженной творческой работе художника в Монголии и Туве.

В 1925г, появляются в творчестве Гуркина совсем необычные для предшествующего периода рисунки — эскизы общественных зданий, Это проекты школ, музея и целого художественного центра, где в комплексе художественная школа, музей, мастерские для художников.

Остро понимал художник еще в дореволюционное время необходимость просвещения народа, ту реальную возможность осуществления мечты увидел лишь сейчас. Он принимает активное участие в этом процессе, работая над плакатами, выполняя эскизы к первому алтайскому букварю, являлась инициатором создания художественной школы и картинной галереи при областном музее. Так, 18 декабря 1927 г. состоялось заседание президиума Ойротского исполнительного комитета по «заявлению художника Чорос-Гуркина об организации картинной галереи». Заседание постановило: организовать при музее галерею, а также изыскать средства для научных экспедиций по краю, в Туву и Хакасию. В инициативе и решений была проявлена своевременная забота о сохранении памятников истории и культуры. Наряду с ликвидные» неграмотности это должно было стать одной из главных задач культурной революции в стране.

Апрель 1926г. был знаменательным в жизни Г, И. Гуркина. Он стал участником двух выставок в Москве 15 апреля в музее Красной Армии и Флота открылась Сибирская выставка, организованная Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наряду с Г. И. Гуркиным участие в ней принимали Я. Башилов, А. Васнецов, А. Никулин, Н. Шулпинов и другие художники. В центре внимания прессы — творчество крупнейшего живописца Сибири, нашего земляка. и этом же году состоялась восьмая выставка Ассоциации художников революционной России (АХРР). Она стала первой всесоюзной выставкой. Четыре работы Гуркина представляли на ней Алтай. Именно о них писал в статье о выставке знаток и строгий ценитель искусства нарком просвещения А. В. Луначарский, что замечательные но тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос - Гуркина. Двойная подпись с указанием на род — «Чорос», утверждающая принадлежность к своему народу, появлялась на картинах и рисунках художника в послереволюционное время. Это было проявлением не только национальной гордости, но надежды на расцвет малой нации в семье равноправных народов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Становление информационного общества
информационное общество культура Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связы ...

«Утро стрелецкой казни»
"Стрельцы" были задуманы еще в Академии и возникли из того впечатления, которое произвела на него Красная площадь в тот день, что он провел в Москве по пути из Красноярска в Петербург. О них он и мечтал, когда принимал заказ на ...

Значение театра как социально-психологического феномена
В данной главе работы нам хочется показать значимость театрального искусства для здоровой жизни общества. Способность актеров и зрителей к совместному творчеству в ходе спектакля, их готовность идти навстречу друг другу в этом едином вдох ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы