Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.
Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребности людей, а к «материальной» – то, что удовлетворяет их материальные потребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служить удовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства, поездка на курорт и пр.
Другие называют «духовной культурой» созданные человеком духовные ценности, а «материальной культурой» – изготовленные человеком вещи, материальные предметы «Памятники материальной культуры» можно было бы с не меньшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь они вообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою «тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальную информацию.
Третьи понимают под «духовной культурой» сферу духовной жизни общества – религию, искусство, философию и т.д., а под «материальной культурой» – сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ. Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура есть закодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.
Итак, разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно.
Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия, искусство, философия – вот основные формы духовной культуры.
Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.
1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна.
2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества.
3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли.
4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры.
Миф – зародыш всей духовной культуры.
Характерные черты мифа:
1. Отождествление фантазии с реальностью;
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме;
3. Эмоциональная насыщенность;
4. Связь с магией.
Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф.
– Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма («человекоподобие»).
– Второй принцип мифологического мышления – это «закон сопричастности».
Социокультурные функции мифа:
– Функция стереотипизации;
– Функция компенсации;
– Функция символизации.
Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания.
В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:
– «Старые» мифы.
– «Новые» мифы.
– «Обновленные» мифы.
– Мифологемы.
– Идеологические мифы.
Еще по теме:
Компьютер - неоценимый помощник в работе над композицией
Примеры, подобные вышеприведенным, несложно создать, сидя за компьютером. В зависимости от элементов, составляющих композицию, в качестве базовой программы выбирается векторный или растровый графический редактор.
Изменять цвет, многократ ...
Искусство в системе художественной культуры
Основу художественной культуры образует искусство. На нем замыкается вся социодинамика эстетических, художественных ценностей. Искусство есть создание художественных образов, законченных произведений, а также эстетических аспектов в други ...
Романтизм украинской культуры
Характерной чертой было расхождение между субъективными мечтами художника и объективной реальностью. Социальная суть творчества этого периода обозначалась их отношением к феодально-крепостнической системой и к буржуазным отношениям. Кнапр ...