Классический период

Информация о культуре » Культура Древней Греции » Классический период

Страница 1

древнегреческий культура искусство архитектура

Политика и экономика. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. Фактически он начался уже в конце VI в.

В первой трети V в. до н.э. греки вели войну против персов. Борьба за независимость заставила ряд полисов вопреки распрям сплотиться в военном союзе. Афиняне и их союзники разбили персов при Марафоне, Соломине и под Платеями. После войны культурный центр Греции переместился в Афины. Последовавшие притязания афинян на господство над остальным греческим миром стали возбудителем спокойствия в эллинском мире. Зависимые города восставали против власти Афин, но всякий раз терпели поражение. Наконец, между Афинами и Спартой разразилась Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.). Ее итогом стало поражение Афин. Произошло крайнее ослабление всех эллинских полисов. Стоит ли удивляться тому, что в 338 г. до н.э. окрепшее Македонское царство фактически подчинило себе почти все греческие города.

Для экономической жизни классической Греции характерно расширение ремесла и торговли одновременно с сокращением доли производства зерновых. С этими процессами связано уменьшение экономической и политической роли деревни: ее свободное население частью перебиралось в города. Усилилась социальная дифференциация, интенсивно росло рабовладение.

Политическая жизнь Греции в V в. до н.э. испытывала сильное влияние Афин, где Перикл, избранный стратегом в 444 г. до н.э., завершил процесс построения демократического общества. В Афинах действовали основные принципы демократии: свобода слова, равные возможности в занятии должностей (сочетание системы жеребьевки и выборов), равенство перед законом, коллегиальность управления. Существенную роль играли народное собрание, суд. Однако многие жители (не только рабы, но и женщины, переселенцы из других полисов, рожденные в смешанных браках афинян с неафинянами) не могли участвовать в политической жизни, выборах, занимать государственные должности.

Архитектура. Греческие зодчие разработали систему соотношения несущих и несомых частей здания – ордер (от лат. ordo, ordin – строй, порядок), начало формирования которой пришлось на период архаики. Ими были созданы три основных Ра: дорический, ионический, коринфский. Названия второго и третьего происходят от местностей, где они возникли.

Дорический ордер прост, суров и мужествен. «Чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет от дорийского храма», – отмечал Р. Виппер. Ощущение это создается благодаря приземистым массивным колоннам без базы, имевшим каннелюры (вертикальные желобки). Под тяжестью покрытия колонна несколько «разбухает», утолщается примерно на середине своей высоты, но не утрачивает победной устойчивости; увенчивается простой капителью – эхином и абакой. Характерной чертой дорического стиля является деление фриза на квадратные плиты – метопы (на них иногда создавались рельефы, изображавшие богов и людей) и триглифы (торцы балок, украшенные тремя вертикальными желобками). Снаружи, на переднем и заднем фасадах, склоны крыши образовывали треугольники – фронтоны, как правило, без скульптурных украшений. В дорическом стиле построены, например, храмы Посейдона и Геры в Пестуме, Аполлона в Дельфах (VI–V вв. до н.э.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

История Импрессионизма Особенности французского импрессионизма
Импрессионизм - это направление не только в живописи, но в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века. Поводом послужило название пейзажа К.Моне "Впечатление. Восход солнца" (от французского impression - впе ...

Эпический театр для зрителя Б. Брехта
Бертольд Брехт (1898 — 1956) – немецкий драматург, режиссер и новатор театра. Его видение театрального искусства, его концепция эпического театра, в свою очередь, стали знаковыми и эпохальными для всего искусства в ХХ веке. Отдавая должн ...

Сферическая перспектива
Проблема в овладении предметом, передаче в живописи не внешнего подобия, а сущности предмета, чрезвычайно важна. П.П. Чистяков – преподаватель Петрова-Водкина, «прививал» молодой русской живописи конца прошлого – начала нынешнего столетия ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы