Географические центы резьбы по дереву

Информация о культуре » Дерево в народных промыслах России » Географические центы резьбы по дереву

Страница 2

Село Ахтырка неподалеку от Хотькова известно с 1504 года. В Ахтырке был развит промысел — художественная выделка бытовых предметов, начало которому было положено столярной мастерской в Абрамцеве. В 1931 году в Ахтырке был образован промколхоз — смешанная артель с ведением сельского хозяйства и кустарничеством. Артель делала шкатулки, шкафчики, декоративные тарелки, лоточки; детские стульчики.

Сергиев Посад.

Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. В Сергиевом Посаде производят игрушки, шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов "Золотого кольца" России.

Именно здесь находятся такие известные производства, как ЗАО «Художественные изделия и игрушки», ЗАО «АОФИС», ЗАО «Сергиево-Посадская игрушка», ЧП «Шведов», ЗАО «Богородский резчик»,ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву», мастера которых продолжают творчески развивать традиции старинных промыслов.

Наиболее ранние документальные свидетельства об изготовлении в городе игрушек относится к 1780-м – 1790-м гг. История сохранила имена мастеров Шкунова, Николая Бурдуньира и Петра Подмастерьева, занимавшихся производством «разного рода кукол», обучением посадских детей «раскрашиванию кукол». В начале XIX в. Сергиевский Посад уже являлся признанной русской «столицей игрушечного царства». Местный базар поражал покупателей многообразием товара: точенные яйца, погремушки, грибки, тележки столярной работы, а также деревянные резные и расписные так называемые «куклы» - фигуры «гусара», «Барыни», «Кормилицы», «Щеголя» и др. персонажей. Скорее всего, в начале своего появления «куклы» являлись декоративными скульптурками, служивших в городском быту «накомодными украшениями». Они вырезались из трехгранных чурок и отличались завершенностью объемов, выразительной, лаконичной трактовкой деталей, мажорным цветовым решением.

Пластичная выразительность образов достигается мастерами самыми простыми, отработанными временами средствами, основывающимися на традиционных принципах построения формы в границах треугольного бруска или «горбушки» - полукружья бруска дерева. Резьба выполняется быстро, «с маху», уверенными крупными и мелкими порезками, имеющими часто орнаментальное решение. К достоинствам работ относится четкость и ритмическая ясность силуэтов фигур, эффекты светотени, создаваемые фактурной обработкой поверхности. Подчеркивая особенности текстуры древесины, резчики оставляют игрушки неокрашенными – «в белье». Для усиления эмоциональной выразительности образов, их занимательности часто делают отдельные детали фигур подвижными, укрепляя их на пружине, используя нехитрые способы с применением кнопок, раздвижных планок и баланса.

При производстве фарфора, папье-маше и изделий из мастики широко использовались деревянные заготовки, которые изготовлялись самыми опытными в городе резчиками. Были даже целые династии таких мастеров. Например, династия Рыжовых.

Город Киров (Вятка) – основной промысловый центр. Промысел возник в начале 19 века. В Кирове открыт постоянно действующий Центр современных народных художественных промыслов. Удивляют деревянные короба с мизенской росписью, аналогов которым на Вятке не найти, символ Архангельской области — расписная деревянная щепная птица В традиционной мизенской росписи много ярких цветов - красных и зелёных, видимо, сказывалась северная нехватка солнца. Из сюжетов присутствуют лошадки, птицы, цветочные орнаменты. Уникальна Кировская матрешка, украшенная узором из соломки. Первое упоминание о вятской матрешке появилось в 1924 году. В фондах Кировского Краеведческого музея сохранилась лишь одна матрешка, относящаяся к началу века.

Хотелось бы более подробно остановиться на Мезенской росписи. Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Общий обзор танцевальной культуры астраханских татар
Народные танцы астраханских татар, как и искусство любого другого народа, уходит корнями в глубокую древность. Запрет мусульманской религии на танец, униженное положение женщин — все это с одной стороны сдерживало дальнейший рост народног ...

Возрождение православия
Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современн ...

Кажымукан - герой казахского народа
борец Наиболее известен в мире спортивных единоборств сильнейший мусульманский борец, представитель казахского народа Кажымукан Мунайтпасов. С его именем связано зарождение и развитие физической культуры и спорта в Казахстане в XX веке и ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы