Географические центы резьбы по дереву

Информация о культуре » Дерево в народных промыслах России » Географические центы резьбы по дереву

Страница 3

Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся.

Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. К сожалению, восстановлением мезенской росписи мало кто занимается. Ее можно увидеть разве что в Загоpском музее или на самой Мезени.

Великий Устюг (Вологодская обл.). Искусные устюжские мастера бережно сохраняющие, развивающие и обогащающие древние самобытные ремесла и народные промыслы, возникшие на севере России, умеют создавать настоящие произведения искусства Народные художественные промыслы и ремесла Великого Устюга представляют собой высокие образцы национальной художественной культуры. В Великом Устюге, как и везде на Вологодчине, развивались самые разные народные промысла – от вышивки до обработки металла.

Особый интерес представляет шемогодская резьба по бересте. Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Орнаменты шемогодских резчиков, называнные "берестяным кружевом", использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Сейчас традиции этого уникального, существующего только в Великом Устюге промысла, продолжает предприятие "Великоустюгские узоры". Шемого́дская резьба́ — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда. В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, притоку Северной Двины, еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по берёсте. Высоким мастерством резьбы по берёсте славилась шемогодская деревня Курово-Наволок, а наиболее талантливым резчиком-художником был И. А. Вепрев, крестьянин этой деревни. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Орнаменты шемогодских резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на берёсту все тем же тупым шилом. После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга.

В 1918 году резчики из деревни Курово-Наволок объединились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Художник»). На Шемоксе существовала ещё одна артель, созданная в 1934 году Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. В военные и послевоенные годы существовал цех резьбы при Шемогодском мебельном комбинате. В 1964 году производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 году, когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берёстой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Состояние музейного дела в начале 1990-х гг
Начало 1990-х гг. открывает новый этап в музейном деле в России. Перемены в политической и экономической сферах, распад СССР, отстранение от власти КПСС коренным образом изменили обстоятельства жизни музеев. Во многих музеях закрываются э ...

Физика
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и констр ...

Заупокойный культ
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя («Рен»), душа («Ба»), вылетающая из тела в виде птицы, двойник челов ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы