Лозоплетение является одним из основных способов обработки дерева. Еще в эпоху каменного века, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.
Исторически сложилось множество приемов переплетения, использование различных форм и узоров.
Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Одним из таких мест является Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин. Это Большие и Малые Вязёмы (там плели, то есть вязали корзины), названные по имени речки Вяземки, вдоль которой растут разные виды лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины.
Во второй половине XIX - начале XX вв. мода на плетенные вещи распространилась во многих регионах России. Первым большим центром создания новых плетеных изделий стал Звенигородский уезд Московской губернии, где в селах издавна существовал промысел корзиноплетения. Татьяна Васильевна Голицына в 30-е годы XX в. способствовала созданию мастерской по корзиноплетению, в которой трудились местные крестьяне-кустари. Изделия вяземской земской мастерской, просуществовавшей до
1899 г., пользовались большим спросом. В ассортименте была представлена мебель: стулья. Столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы; дорожные принадлежности: сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, а также множество «мелкого товара» - корзиночек для бумаг, ключниц, цветов, фруктовниц, хлебниц, изящных плетеных тарелочек, красивых коробочек для кондитерских изделий, игрушек для детей. Многие из этих изделий представлены в коллекции Звенигородского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Кроме традиционного ивового прута чищенного, колотого и шмугованного, бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогозы использовались много привозных материалов, таких, например, как педдиг, кокос и листья пальмы. Все сырье обрабатывали, отбеливали, а затем красили в различные цвета. Для отделки использовались цветные шелковые и хлопчатобумажные ленты, набивные многоцветные ткани для подкладки, точенные деревянные детали.
В округе распространения традиционного голицынско-вяземского промысла располагается Кобяковская фабрика – старейшее предприятие лозоплетения. Мастерство передавалось от родителей к детям, первоначальное обучение мастерству шло в семье.
Плетенные изделия изготовлялись на дому, но кустари Кобяково состояли в промысловом Обществе, и свою продукцию сдавали на его склад. Во время Великой Отечественной войны мастера ушли на фронт. Производство легло на плечи женщин и пришедшую в артель молодежь. В те годы пришли работать в Кобяково С.П. Лучинин, позже ставший одним из лучших мастеров плетельщиков, А.С. Багно, З.П.Чернышова. Основным видом продукции было изготовление корзин для аэростатов и плетенных баллонов, которые предназначались для сбрасывания груза с самолета. После войны расширяется объем производства, становится разнообразней деятельность артелей. С момента образования до октября 1960 г. В Кобякове сохранялся древний народный промысел, секреты мастерства и технологий в изготовлении плетенных изделий. В 1960-м промколхоз был реорганизован в государственное предприятие, а с 1968 г. В Кобякове организуется экспериментальное предприятие по деревообработке и производству лоховых изделий, который в 1971 г. Переименовывается в Кобяковскую фабрику. Сохранением и развитием традиций промысел обязан своим замечательным мастерам лозоплетения: Н.В.Свелову, В.П.Запорину, А.И.Перфильеву, И.М.Резчикову, Н.П.Кузнецову, С.Ф.Одинцову, И.А Корягину, С.Н.Лучинину , В.П. Душечкину. Мастера выполняют все операции вручную. Изготовление любого изделия можно разделить на операции, когда после нарезания прута и палки выполняется каркасная работа: плетение донышек для корзинных изделий или изготовление каркасов из ивовой палки (при изготовлении мебели). В плетении основной части изделия применяются различные способы: простое, прослойное, наклонное, квадратное плетение «в шашечку» или «шахматку», плетение веревочкой из двух и более прутьев, ажурная (столбики, ромбы ит.д ), витое , простое комбинированное плетение из ленты. Завершает работу загибка кромок готового изделия, также позволяющий использовать различные приемы, что в результате обеспечивает мастеру возможность подходить к плетению художественных изделий творчески. Продукция иногда вручную лакируется бесцветным лаком или покрывается цветной краской.
Еще по теме:
Особенности культуры Древнего Рима
Наследником эллинской цивилизации становится Рим. В Отличии от Афин, Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания как город – страна. Римская мифология была примитивней чем грецкая. Только под влиянием греков с ...
Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в
16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...
Формирование новой художественной системы
Художественная система мастера окончательно сложилась в революционном порубежье. Петров-Водкин излагал ее со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открыт ...