Главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.
Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Он первым заговорил о повороте культуры к античности. Петрарка не отвергает христианство, но оно предстает у него переосмысленным.
Петрарка всячески подчеркивает значение гуманитарных наук и словесных искусств – поэзии, риторики, литературы, этики, которые помогают нравственному и духовному совершенствованию человека, от развития которых зависит успех новой культуры.
Ярким представителем гуманизма был французский философ Мишель Монтень (1533-1592). В своем труде «Опыты» он дает ироническую и язвительную критику схоластики, демонстрирует блестящие образцы светского свободомыслия, провозглашает человека высшей ценностью.
У английского писателя и политика Томаса Мора (1519-1577) и итальянского философа и поэта Томазо Кампанеллы (1568-1639) идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопического социализма. Первый излагает их в своей знаменитой «Утопии», а второй – в не менее знаменитом «Городе Солнца». Оба считают, что достойная человека жизнь должна строиться на принципах разума, свободы, равенства, братства и справедливости.
При всем своеобразии возникших течений и концепций гуманизма между ними имеется много общего. Все они покоятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа – Протагора: «Человек есть мера всех вещей. Существующих – в том, что они не существуют».
Если для религиозного Средневековья человек – это «тварь дрожащая», то гуманисты Возрождения не знают предела в возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом.
Вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями.
Гуманисты также провозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу.
В противоположность средневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем мире, гуманизм объявил земную жизнь человека высшей ценностью, возвеличил земное предназначение человека, утвердил его право на счастье в реальном мире.
Гуманисты возродили аристотелевское понимание человека как «политического животного» и пошли гораздо дальше в этом направлении. Они в полной мере осознали социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнили равенством перед законом. Гуманисты активно выступили против существующей жесткой социально-сословной иерархии, против сословных привилегий.
Гуманизм – особенно итальянский – выступил против религиозного аскетизма, требующего от человека самоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античный гедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждения. Жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение, веселье.
Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. В средние века на нее смотрели религиозными глазами, она воспринималась весьма скептически, как источник соблазна, как то, что отделяет человека от Бога. Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.
Еще по теме:
Хай-тек в предметном формообразовании
Термин «хай-тек» появился после выхода в 1978г. одноимённой книги Дж. Крона и С. Слесин. Это название было образовано от термина “High-style” (высокий стиль) и сокращённого «technology» (технология, техника). Особенностью произведений, вы ...
Дорический ордер
Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких кол ...
Становление классической музыки. Великие композиторы 17-18 века
На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос& ...