Архитектура и искусство. Ведущую и объединяющую роль в римском искусстве этого периода играла архитектура. Основу достижений римской архитектуры следует искать в художественном наследии греков (прежде всего, эллинистического периода) и этрусков. Так, римляне активно использовали в преобразованном виде греческие ордера и создали композитную капитель. Однако римские архитекторы отводили ордеру скорее декоративную роль. Конструкцию здания определяли заимствованные у этрусков и качественно усовершенствованные арка, свод и подпорная стена. Новое конструктивное решение произвело переворот в строительстве.
Обобщая сложившийся идеал архитектуры республиканского периода, наиболее известный римский зодчий Bumpyвий в I в. до н.э. сформулировал основные требования к архитектурному сооружению: польза, прочность, красота. Изящество, роскошь, целесообразность и монументальность – черты, которые отличают большинство построек римских архитекторов, создавших новые типы частных домов и общественных сооружений.
Наиболее интенсивное строительство велось в то время в столице. Центром города стал Форум Романум – главная площадь, на которой размещались не только сенат, суд, архив, тюрьма, храмы, но и статуи, триумфальные колонны, арки в честь прославленных граждан и важных событий.
Облик центральной части города не оставался неизменным. В разное время его дополняли (отразившие вкусы правителей) форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Отсюда – асимметричность планировки и некоторая эклектичность композиции комплексов римского Форума, отличающие его от афинского Акрополя, который славился гармонично согласованными между собой постройками.
В ансамблях форумов эпохи Республики значительную роль играли Храмы. Их облик сложился под влиянием этрусской и греческой храмовой архитектуры. Основными типами римских храмов были псевдопериптер со входом в здание с одной стороны (храм Фортуны Вирилис в Риме, I в. до н.э.) и круглый храм-ротонда (храм Весты в Тиволи близ Рима, I в. до н.э.).
Псевдопериптер представлял собой прямоугольное здание, в котором портик с колоннами помещался только со стороны фасада, а три глухие стены украшались выступающими полуколоннами – пилястрами. Храм-ротонда имел вид круглой постройки, обычно небольших размеров, обнесенной колоннадой по всей окружности.
Своеобразно преломив традиции греческого и этрусского зодчества, римские мастера периода республики разработали новые типы построек, которые в дальнейшем активно использовались в измененном виде в европейской архитектуре: амфитеатры, термы, мавзолеи, виллы, ,акведуки, дворцы и т.п. Римляне строили хорошие дороги, начали применять бетон (уже во II в. до н.э.) и железобетонные конструкции при строительстве культовых и общественных сооружений. Своеобразие римской архитектуры выразилось также в богато декорированных частных жилищах в несколько этажей.
Римские амфитеатры представляли собой арену в форме эллипса с повторяющими ее форму рядами зрительских мест. Они служили в основном для проведения гладиаторских боев (амфитеатр в Помпеях, 70 г. до н.э.).
Римские термы – это комплекс построек для отдыха, занятий спортом, развлечений. Термы выполняли как бытовую, так и общественно-культурную роль. В них ходили не только для мытья и гимнастических упражнений, но и для занятий в библиотеке, прогулок в саду, бесед с друзьями в комнатах отдыха. Самыми известными и большими были термы Каракаллы и Диоклетиана, построенные уже в императорском Риме.
Для обеспечения городов водой был создан водопровод, протянувшийся на десятки километров. Большая его часть находилась под землей, но на некоторых наземных участках вода поднималась на высоту до 10 м над землей. С этой целью строились большие одноуровневые (редко двухуровневые) каменные или кирпичные мосты на арках – акведуки. По ним прокладывались желоба для подачи воды, имевшие сверху перекрытие, препятствовавшее испарению и загрязнению воды (акведук Аква Марция, 144 г. до н.э.).
Еще по теме:
Язык — средство мышления и общения
Дж. Свифт в "Путешествиях Гулливера" описал лапутянских мудрецов, которые попытались обойтись без языка и объясняться между собой с помощью предметов. Чтобы сказать о хлебе, они показывали хлеб, о воде — бутылку с водой и т. д. ...
Цвет
В природе не существует ничего бесцветного. В природе–все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонк ...
Музейное дело в первой половине XIX века в России
На рубеже XVIII—XIX вв. место музея в жизни европейского общества изменилось. Расширение промышленного производства потребовало более высокой специальной квалификации и общего образования рабочих, что способствовало расширению потенциальн ...