Понятие цивилизации

Информация о культуре » Понятие цивилизации

Страница 7

Гибнут или ассимилируются такие цивилизации, внутри которых катастрофически совмещаются следующие отрицательные факторы (отмеченные А. Дж. Тойнби в трудах «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории»):

1) неумение найти адекватный ответ на вызов (последним может быть внешнее завоевание, иногда сменяющее империалистическую экспансию, либо внутренний тотальный кризис, либо то и другое одновременно);

2) угасание у маргинализируемых субъектов воли к сохранению цивилизации в единстве с культурой;

3) взаимное отчуждение утратившего авторитет правящего меньшинства плохо управляемого большинства и упавшего духом творческого меньшинства, устремляющегося в «башню из слоновой кости» или проявляющего индифферентность к ассимиляции собственной культуры, инкорпорированию своей цивилизации чужой, утрате политической самостоятельности (распады гиперкризисной древнеримской империи, «эмбриональных» хеттской, готской, половецкой и других не самоопределившихся до конца цивилизаций служат наглядными историческими иллюстрациями типичных деструктивных тенденций к расколу и распаду);

4) разложение «ментальной матрицы», духовных основ кризисного общества и «размывание» стиля надломленной культуры и цивилизации;

5) чрезмерная закрытость и крайний консерватизм, цепляние за отжившие формы жизни — зелотизм*, либо, наоборот, всеядность и безграничное подражательство, саморазрушение притоком извне беспорядочных нововведений — иродианство.

Третий из приведенных разрушительных моментов является наиболее опасным. Цивилизацию, утрачивающую историческую ориентацию и собственный стиль, к гибели приводит необратимое разделение государства, народа и интеллигенции, лишившихся объединительной идеи, образно говоря, «развод», который не сопровождается новым «браком». Подрывная сила данного фактора нередко приводила к катастрофе зарождавшиеся сообщества. Русский философ и историк Л. П. Карсавин в книге «Культура средних веков» отмечал факт «самоубийства» остготской цивилизации, в котором во многом были виноваты король остготов Теодорих и его окружение. Правитель пытался подогнать «эмбриональную» культуру и цивилизацию под образец реликтов распавшейся гиперкультуры и суперцивилизации Западного Рима, дополнив их византийской пышностью и великолепием. Эта ложная идея загубила неразвившийся «эмбрион».

Другие раннефеодальные цивилизации (например, франкская, англосаксонская) выжили и трансформировались в средние века, дав ростки новым национальным государственным образованиям и проявив в ходе «прививок» избранных «римских черенков» достаточную осмотрительность и самостоятельность, приверженность сбалансированному способу самопреобразования, который основывался на взаимном адаптировании и взвешенной гибридизации варварской, христианской и античной культур.

Рассматривая генезис выживших (и трансформировавшихся) цивилизаций, А. Дж. Тойнби указывал на радикальный способ отрицания ими своих предшественниц: «Начав с мутаций, преобразовавших примитивные общества в цивилизации, мы обнаружили процесс перехода от статического состояния к динамической деятельности. Эта же формула характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации — через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого Рода обществ статично (крайне консервативно. — И.Ш.), и отделение пролетариата представляет собой динамичную реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества». При эволюционных же изменениях активная масса создает духовно-практическую почву для поворотных реформ и выдвигает из своей среды резерв пассионарного творческого и правящего меньшинства, генерирующего вместе с ней новую идею, форму жизни, стиль культуры и цивилизации.

В целом в настоящую эпоху самосохранение и восходящее развитие национальных и общенациональных цивилизаций в значительной мере обусловливаются:

- их способностью образовывать с однокоренными культурами ментальные и стилистические целостности, в которых внутренняя модернизация преобладает над привнесенной;

- органичным активным включением в соответствующие региональные и суперрегиональные цивилизации и функционально точным самостоятельным самоопределением в их (или на их)границах;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
Средневековье длилось в Англии дольше, чем в других европейских странах — готика практически незаметно перетекла в неоготику, как будто все бурные события трёх веков, разделявших эти эпохи в остальной Европе, для англичан особого значения ...

Формирование Древнерусской культуры
Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже ...

Понятие художественного стиля
Определение стиля. История художественной культуры представлена сложной преемственностью типологически схожих эстетических форм, увенчанных синтетическими стилями. Приобщаясь к ним, мы как бы открываем для себя новые чудесные миры. Для на ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы