Появлялись новые музеи в основном по инициативе научной общественности и частных лиц. Первыми собственно историческими музеями в России были археологические музеи, созданные в начале XIX века на Юге России (Николаев, Феодосия, Одесса, Керчь). В 1-й половине XIX века образованы Петровский исторический музей (село Веськово Владимирской губернии, 1803), Исторический музей в Нижнем Новгороде (1827), Ремянцевский музей (1831, Петербург), общественный "музеум" древностей в Екатеринославе (1849).
Процесс дифференциации наук, который происходил на основе возрастания фактического материала и его теоретического осмысления, требовал специализации исследований. Последнее обусловило возникновение такого специализированного исторического собрания, как Азиатский музей в Санкт-Петербурге, сформированный на основе восточных коллекций Кунсткамеры.
В конце 50-х гг. ХIХ века из Азиатского музея были изъяты этнографические предметы и переданы вновь образованному этнографическому музею. Кроме Азиатского музея из Кунсткамеры примерно в то же время выделился Египетский музей, в котором экспонировались статуи, барельефы и мумии.
К этому периоду относится возникновение археологических музеев в Причерноморье. Их появление отражало интерес к выявленным в Таврии в ходе археологических раскопок античным памятникам. Лучшие таврические археологические находки отправлялись в Эрмитаж, однако многое оставалось на юге России. Созданию музеев в этом регионе способствовало правительственное распоряжение об охране исторических памятников Крыма (1805).
Недалеко от мест раскопок появлялись археологические собрания на Украине: в Николаеве при Черноморском гидрографическом депо (начальник И.И. Траверсе, 1806), Музей древностей в Феодосии, созданный С.И. Броневским (1811), в Одессе (1825), Керчи, созданный И.А. Стемпковским, Херсоне (конец 20-х гг. XIX века).
В первой четверти XIX века в России возникает проект создания Национального исторического музея. К сожалению, проект, авторами которого были члены Румянцевского кружка Ф. Аделунг и Б. Вихман, не привлек к себе внимания властей.
То есть ситуацию, сложившуюся в музейной деятельности рассматриваемого периода можно охарактеризовать следующим образом. Ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым. Художникам и ученым в музеях было хорошо. Но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики.
Еще по теме:
План маркетинговых действий
План маркетинга - это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.
Товарная стратегия предполагает курс действий, обеспечивающих формирование ассорт ...
Тексты и их интерпретация
В герменевтике (так называют теорию и практику истолкования текстов, а также философское учение, связанное с этой проблематикой) выделяется целый ряд обстоятельств, обусловливающих возникновение разных способов понимания и интерпретации т ...
Деревянное зодчество
Трудная, но завидная доля выпала памятникам русской народной деревянной архитектуры. Разрушающий бег времени, огни пожарищ и вражеские нашествия уничтожали десятки и сотни замечательных сооружений. Позднее многие из уцелевших варварски ур ...