Общие тенденции развития музейного дела

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Общие тенденции развития музейного дела

Страница 15

Тенденция к представлению музейных предметов как диалога с посетителями музея или выставки на рубеже XIX и XX вв. становится преобладающей.

В связи с повышением общественного престижа науки и образования многие сотрудники музея отдают преимущество представлению экспонатов в "аналитической" манере, рассматривая их только как первоисточник. Сторонники этого подхода придерживались точки зрения, согласно которой археологические находки или изделия ремесла должны быть размещены в определенном порядке, удовлетворяющем требования ученых, но не профанов, которые с трудом замечают незначительную разницу между отдельными предметами в их последовательности.

Противоположная школа музеологов считала лучшим синтезировать предметы в выразительное, полное смысла целое, например показ групп чучел животных в среде проживания или демонстрация интерьеров, в которых произведения искусства были бы представлены вместе с мебелью и другими бытовыми вещами определенной эпохи.

С середины XIX в. до первой мировой войны музеи имели больший успех в формальном допуске в свои залы посетителей, чем в раскрытии богатств своих экспозиций умам людей. Поступления в фонды музеев оставались хаотическими, случайными, неплановыми, многие из них были получены в дар. Стиль представления экспонатов оставался фрагментарным и несистематизированным. Архитекторам не удавалось внести необходимые изменения в музейную архитектуру.

В конце XIX в. возникает термин "музеология" как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляются специальные музеологическая литература и периодика.

В музеях появились штатные должности хранителей ("консерваторов") музейных собраний. Их занимали ученые-специалисты в конкретных сферах природоведения, техники, гуманитарных наук, связавших свою научную деятельность с работой в музеях. Профессионализация сотрудников музеев была направлена исключительно на работу с коллекциями — определением, систематизацией, описанием и каталогизацией музейных собраний. Специфическим итогом научной деятельности в музеях наряду с научными трудами являлись каталоги конкретных коллекций.

Необходимость сохранения коллекций вызвала к жизни профессию реставраторов, которые специализировались на обновлении музейных предметов.

Экспозиционная деятельность как музейная специальность еще не сформировалась. Собрания экспонировались в русле общепринятой для своего времени той или иной сферы знаний. Только в самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Систематические экспозиции стали дополняться ансамблевыми и тематическими.

Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение. Возможность использовать наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний привлекли к организации и деятельности музеев демократически настроенных ученых, интеллигенцию, буржуазию. На этой основе был создан новый тип общественного музея, демократизировалась деятельность частных коллекционеров, которые делали свои собрания доступными для осмотра или передавали их в общественное пользование.

С началом первой мировой войны объем деятельности большинства музеев стран Европы, в том числе и России, резко сократился.

Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.

18 мая - Всемирный день музеев, день, когда все музеи открыли свои двери для посетителей бесплатно. Во всем мире такая тенденция, что музеи - самая демократичная организация. Если мы посмотрим, сколько публики за год посещает один из центральных европейских музеев – Национальную галерею, – это пять миллионов. Эрмитаж - порядка нескольких миллионов. Третьяковская галерея имеет у нас свыше миллиона посетителей, когда проводятся какие-то крупные выставки, эта цифра доходит и до полутора миллионов посетителей в год.

Сегодня как раз такой этап развития музейного дела, когда публика, зритель, посетитель музея становится одной из самых главных и ключевых фигур. И обобщая, можно сказать, что музеи развивались из такого института, как сокровищница, некая коллекция, собрание элитарное, образовательное, а потом музей становится местом, куда публика стремится прежде всего, чтобы провести время интересно и комфортно, чтобы получить какие-то высококачественные, культурные впечатления. И, конечно же, такое положение вещей было не всегда, музейное дело в России, также как и во всем мире прошло довольно длинный исторический путь.

Именно описанию и изучению этого интереснейшего и многотрудного пути была посвящена данная дипломная работа.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

Еще по теме:

Стили садово-паркового искусства в Англии
ландшафт пейзажный парковый искусство После войны (1642–1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых « ...

Особенности личных и рабочих отношений в русской и немецкой культурах
Нет никаких сомнений в том, что немцы и русские по-разному строят свои отношения в личной и рабочей сферах. В отличие от немцев русские более склонны соединять вместе личные и рабочие интересы. Личные связи могут играть едва ли не решающу ...

Вербальный иллюзионизм как болезнь современной культуры
Одно из наиболее значительных в социальном и культурном плане проявлений воздействия языка на мышление людей — это его способность создавать вербальные иллюзии, которые становятся факторами, определяющими их поведение. В сознании людей во ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы