Тенденция к представлению музейных предметов как диалога с посетителями музея или выставки на рубеже XIX и XX вв. становится преобладающей.
В связи с повышением общественного престижа науки и образования многие сотрудники музея отдают преимущество представлению экспонатов в "аналитической" манере, рассматривая их только как первоисточник. Сторонники этого подхода придерживались точки зрения, согласно которой археологические находки или изделия ремесла должны быть размещены в определенном порядке, удовлетворяющем требования ученых, но не профанов, которые с трудом замечают незначительную разницу между отдельными предметами в их последовательности.
Противоположная школа музеологов считала лучшим синтезировать предметы в выразительное, полное смысла целое, например показ групп чучел животных в среде проживания или демонстрация интерьеров, в которых произведения искусства были бы представлены вместе с мебелью и другими бытовыми вещами определенной эпохи.
С середины XIX в. до первой мировой войны музеи имели больший успех в формальном допуске в свои залы посетителей, чем в раскрытии богатств своих экспозиций умам людей. Поступления в фонды музеев оставались хаотическими, случайными, неплановыми, многие из них были получены в дар. Стиль представления экспонатов оставался фрагментарным и несистематизированным. Архитекторам не удавалось внести необходимые изменения в музейную архитектуру.
В конце XIX в. возникает термин "музеология" как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляются специальные музеологическая литература и периодика.
В музеях появились штатные должности хранителей ("консерваторов") музейных собраний. Их занимали ученые-специалисты в конкретных сферах природоведения, техники, гуманитарных наук, связавших свою научную деятельность с работой в музеях. Профессионализация сотрудников музеев была направлена исключительно на работу с коллекциями — определением, систематизацией, описанием и каталогизацией музейных собраний. Специфическим итогом научной деятельности в музеях наряду с научными трудами являлись каталоги конкретных коллекций.
Необходимость сохранения коллекций вызвала к жизни профессию реставраторов, которые специализировались на обновлении музейных предметов.
Экспозиционная деятельность как музейная специальность еще не сформировалась. Собрания экспонировались в русле общепринятой для своего времени той или иной сферы знаний. Только в самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Систематические экспозиции стали дополняться ансамблевыми и тематическими.
Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение. Возможность использовать наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний привлекли к организации и деятельности музеев демократически настроенных ученых, интеллигенцию, буржуазию. На этой основе был создан новый тип общественного музея, демократизировалась деятельность частных коллекционеров, которые делали свои собрания доступными для осмотра или передавали их в общественное пользование.
С началом первой мировой войны объем деятельности большинства музеев стран Европы, в том числе и России, резко сократился.
Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.
18 мая - Всемирный день музеев, день, когда все музеи открыли свои двери для посетителей бесплатно. Во всем мире такая тенденция, что музеи - самая демократичная организация. Если мы посмотрим, сколько публики за год посещает один из центральных европейских музеев – Национальную галерею, – это пять миллионов. Эрмитаж - порядка нескольких миллионов. Третьяковская галерея имеет у нас свыше миллиона посетителей, когда проводятся какие-то крупные выставки, эта цифра доходит и до полутора миллионов посетителей в год.
Сегодня как раз такой этап развития музейного дела, когда публика, зритель, посетитель музея становится одной из самых главных и ключевых фигур. И обобщая, можно сказать, что музеи развивались из такого института, как сокровищница, некая коллекция, собрание элитарное, образовательное, а потом музей становится местом, куда публика стремится прежде всего, чтобы провести время интересно и комфортно, чтобы получить какие-то высококачественные, культурные впечатления. И, конечно же, такое положение вещей было не всегда, музейное дело в России, также как и во всем мире прошло довольно длинный исторический путь.
Именно описанию и изучению этого интереснейшего и многотрудного пути была посвящена данная дипломная работа.
Еще по теме:
Архитектура города Тюмени
В Тюмени не был возведен каменный кремль. Однако в исторической части города, на территории которой некогда стоял первый деревянный острог, на протяжении XVIII века сформировался оригинальный архитектурный ансамбль. Сегодня исторический ц ...
«Утро стрелецкой казни»
"Стрельцы" были задуманы еще в Академии и возникли из того впечатления, которое произвела на него Красная площадь в тот день, что он провел в Москве по пути из Красноярска в Петербург. О них он и мечтал, когда принимал заказ на ...
Деятельность Кендзи Экуана
В 1980-90 гг. активно развив-ся и японский дизайн, наиболее крупной фигурой котор. являлся диз-р с мировым именем Кендзи Экуан. Президент ассоциации японских дизайнеров, член сената ИКСИД. Экуан был удостоен наград многих нац-х и междунар ...