Викторианский стиль - (англ. «Victorian style») - условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort - супруг) Альберта (1819-1861).
Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие. Оно характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английского стиля».
Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи «стиля королевы Анны» и «георгианцев». В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
· - ранний, или период неостилей (1835-1855);
· - средне-викторианский период («Mid-Victorian period», 1855-1870);
· - поздний, или «свободное возрождение Ренессанса» («Free Renaissanse revivals», 1870-1901).
Начало викторианской эпохи было преисполнено безудержного оптимизма. В это время Англия переживала период промышленного подъема и становилась «мастерской мира». Соответственно развивалась и заносчивая психология представителей нового «среднего класса» (middle class), стремившихся окружить себя атрибутами «роскошной жизни». Снова вошло в обиход понятие «боязнь пустоты», но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления, это заметно в оформлении жилых интерьеров. На фоне стилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещалось множество ненужных предметов.
«Этот «страх пустоты» викторианцы принимали за комфорт, вкус и светский тон», - писал в своей книге по истории оформления интерьера Ч. Мак-Коркодейл. Далее он приводит слова немецкого историка искусства Н. Певзнера: «Преобладающим складом сознания в Англии около 1850 года являлся объевшийся самодовольный оптимизм. Вот она, эта Англия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и торговцев богаче, чем когда-либо, мастерская мира, рай благополучной буржуазии, управляемый королевой-буржуазкой и деятельным принцем-консортом». Вкусы того времени, распространенные повсеместно, вдохновили Генри Джеймса на ядовитые строки, посвященные домовладельцам: «Они густо покрывали стены мишурным орнаментом и вырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складками драпировок; всевозможными безделушками, которые можно было разве что дарить горничным, этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому».
Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей «неогрек», Неорококо, Неоготики, «византийского», «мавританского», «китайского» стилей. Упадок искусства был неизбежен. «Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций». Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой «исторический декор»: «барочную резьбу» из папье-маше, или крашеного гипса, «золоченые рокайли» из жести. Керамикой имитировали металл; «викторианская мебель» в стиле «Людовика XIV» соединялась с «готическим» декором . И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях «викторианский стиль» - искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен «доброй старой Англии».
Еще по теме:
Социальная организация
Древнерусское государство возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Оно было настолько обширно, что представить, будто на всей его территории быт жителей был одинаковым – просто невозможно! Естественно, ...
Дизайн социалистических стран в 1960-е гг
В 1960-е гг. дизайн-деят-ть становиться заметной и в образовавшихся после Втор. мировой войны социалистич-х странах. В ГДР и Чехословакии уже были кое-какие традиции в области диз., а других же приходилось начинать все с нуля.
Например в ...
Методологические основы исследования
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ зрелища как особой формы деятельности в культуре. Концепция деятельности означает, что зрелище понимается не созерцательно, а активно как действие, творчество. Вместе ...