Архитектура Софийского собора оказала существенное влияние на развитие последующего древнерусского зодчества. В 1030-е гг. были построены монументальные храмы в Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях, в Вышгороде под Киевом. Мастера, создавшие Софию Киевскую, возводили Софийский собор в центре кремля в Новгороде (1045–1050) при князе Владимире Ярославиче. Однако он проще и лаконичнее по своим формам, что отвечало республиканскому новгородскому духу. Новый собор представлял собой 5-купольный храм с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только экстерьер, подкупающий благородством мощных форм, но и интерьер, скромный в убранстве, без мозаики и мрамора.
В целом в киевский период были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.
С приходом христианства из Византии на Русь местные мастера усвоили и обогатили заимствованные виды монументальной живописи – мозаику и фреску, а также иконопись – предтечу станковой живописи.
Из мозаичных работ особенно значительны изображение Богоматери Оранты и погрудное изображение Христа Вседержителя в соборе Софии Киевской. Богоматерь Оранта (от лат. молящаяся) – один из иконографических типов Богоматери в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. «Нерушимой стеной» назвали это изображение киевляне, видевшие в нем защиту города от врагов. Величественная фигура Богоматери монументальна (5,45 м), а употребленная для ее изображения мозаика придает ей красочность и нарядность.
Стены храмов украшались многочисленными фресками. Сюжетами служили сцены из жизни Христа, Богоматери, святых праведников и мучеников. Встречались и светские сюжеты. Уникальны групповые портреты князя Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязание на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты) в Софии Киевской.
В XI в. было создано много икон – изображений святых и их деяний, нанесенных на деревянные доски натуральными красками. «Киево-Печерский патерик» (сборник жизнеописаний монахов) сохранил даже имя иконописца XI – начала XII в. монаха Алимпия, создателя знаменитой иконы «Богоматерь Оранта – Великая Панагия», перекликающейся с Оран- той Киевской. Но большинство икон этого периода до нас не дошло.
Еще один вид живописи – миниатюра (мелкая живопись) – применялся для украшения рукописных (в основном церковных) книг, предметов прикладного искусства.
Культовая живопись подчинялась жестким правилам, строгим религиозным канонам. Православная церковь не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника; она требовала четкого соблюдения иконописного канона, который отделял божественный («горний») мир от земного («дольнего»).
К другим иконографическим канонам относятся: условность письма, подчеркивающая неземную сущность святых; изображение фигур плоскими и неподвижными с удлиненным овалом лица и широко открытыми глазами; использование обратной перспективы (особая система передачи пространства, когда фигуры, предметы, выступающие из глубины картины, увеличиваются в размерах и как бы приближаются к зрителю); обращенное в воображаемый трансцендентный мир вневременное изображение; отсутствие светотени; символичность цветовой гаммы: белый – нравственная чистота, синий – небесная сущность, зеленый – надежда, юность, золотой – божественная вечность, красный – мученичество, пурпур – царственность.
Сюжеты и способы их расположения в храме были также каноническими. В медальоне купола крупным планом изображался Христос-Пантократор (Вседержитель). Между узкими окнами барабана (цилиндра, несущего купол) чередой выступали апостолы. Под куполом на верующих взирали 4 евангелиста. На стенах и столпах расписывались сюжеты, которые представляли собой поучительные извлечения из жизни Христа, Богоматери, святых. Над западным входом в храм сцены Страшного суда, предупреждающие верующих о неизбежном наказании за неискупленные грехи.
Еще по теме:
Методологические основы исследования
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ зрелища как особой формы деятельности в культуре. Концепция деятельности означает, что зрелище понимается не созерцательно, а активно как действие, творчество. Вместе ...
Боги Древнего Египта
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, з ...
Социалистическая культура советского периода в
системе типологии мировой и отечественной культуры
Феномен советской культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных и вместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории ...