Церковная, житийная литература XII–XIII вв. соразмерялась с реальной жизнью. Сочинения вышеупомянутых религиозных мыслителей Кирилла Туровского и Климента Смолятича в этом плане представляют собой смелые интерпретации библейских текстов.
Яркий памятник древней публицистики рубежа XII– XIII вв. – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (соответственно ок. 1119 и 1229). Автор, обращаясь из заточения к князю, выступал за сильную княжескую власть. Описывая социальные противоречия, он использовал едкие афоризмы, прибегал к поучениям. «Всяк человек мыслит о своей беде», «Ржа ест железо, а печаль ум человека». Заключительные части «Слова» и «Моления» призывают к единству Руси и в этом отношении перекликаются со «Словом о полку Игореве» и летописями.
Распад древнего Киевского государства на «самостийные» княжества заметно изменил характер развития русской культуры и цивилизации и повлек за собой известные последствия. Тем не менее эпоху удельных княжеств, или феодальной раздробленности Руси вряд ли можно однозначно трактовать как время всеобщего кризиса и упадка. Конечно, удельная вражда, приводившая к разрушительным военным столкновениям, приводила к серьезным материальным потерям. Отсутствие организующего государственно-политического центра отрицательно сказывалось на развитии внутренних и внешних экономических связей в Древней Руси, снижало ее вес на международной арене. Древнерусская культура в эпоху феодальной раздробленности как бы автономизировалась в крупных и средних территориальных общностях соответственно размежевавшимся княжествам. Но, несмотря на удельные барьеры, продолжало развиваться хозяйство, росла сеть торговых связей, расширялось городское строительство, возводились храмы, писались иконы и книги. Более того, рядом с небольшими княжествами на территории раздробленной Руси во второй половине XII – первой трети XIII в. складывались достаточно крупные государственные образования. В частности, динамично развивалась экономика и культура Новгородской республики, отличавшейся демократическим строем и развитыми формами самоуправления, укреплялось самостоятельное Полоцкое княжество, в конце XIII в. вошедшее в состав Великого Княжества Литовского.
В области храмовой архитектуры и изобразительного искусства усилились декоративные тенденции и стремление к созданию синтетических художественных образов, целостных стилей. Наблюдалось подспудное обмирщение церковной вокальной музыки. По мере профессиональной обработки музыкального фольклора совершенствовалось инструментальное исполнительское мастерство. Усиливались светские мотивы и реалистические тенденции в художественной литературе (обновленные летописи, «Слово о полку Игореве»). Началась дифференциация общерусского языкового единства, проявились отличительные фонетические черты, которые позднее составили особенности русского, белорусского и украинского языков. Эту дифференциацию, как уже говорилось в первой главе пособия, детально описал в своих работах Н.С. Трубецкой.
В середине XIII в. раздробленную Русь постигла страшная беда, которая почти на полтора века задержала закономерный процесс объединения отдельных русских княжеств в единую державу. Разрушительное монголо-татарское нашествие затормозило прогресс древнерусской культуры и цивилизации и уничтожило немало достигнутого. Однако Древняя Русь мужественно выдержала тяжелейшее историческое испытание, сохранив свою культуру, веру, духовные и цивилизационные основы.
Еще по теме:
Изобразительное искусство
Важным памятником истории и культуры болгар, в том числе культуры духовной, являются граффити – рисунки, процарапанные на известняке или кирпиче средневековыми художниками. Их находят на стенах крепостей и домов, языческих храмов и христи ...
Украинский кинематограф
Первые шаги кинематографа в Украине связаны с именами механика – конструктора Тимченка и физика Любимова, которые ещё в 1893 создали аппарат для воссоздания на экране непрерывного движения людей и предметов. Федецкий снимал и демонстриров ...
Основные функции культового искусства
Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей, но и его «потребителей» – участников культового д ...