В "Махабхарате" также упоминаются деревья кадамба, которые растут в лесу Камиак Можно предположить, что деревья кадамба, сохранившиеся и сейчас в Матуре и Бхарат-поре, являются остатками древнего леса.
Поиски фруктов и цветов, которые омолаживают мужчин и женщин, - сюжет мифов многих народов. В "Махабхарате", в частности, описывается великолепный лотос, который имел тысячу лепестков, сиял, как солнце, и обладал восхитительным ароматом. Этот лотос удлинял жизнь и возвращал молодость и красоту.
Лотос у народов Индии всегда был символом чистоты. Этот цветок вырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан. Лотос сравнивают с целомудренным человеком, к которому ие пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишны, которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли "рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная лотосом". В медальоне ступы в Санги богиня Шри изображена стоящей на лотосе, в окружении его листьев и цветов.
В эпоху арийцев для строительства домов и дворцов раджей широко использовалась древесина. Для удовлетворения огромного спроса на древесину проводились обширные работы по заготовке леса.
Однако спустя какое-то время расслабляющий климат Индии несколько поубавил пыл беспокойных арийцев.
Созерцательность, романтические грезы постепенно овладевали их сознанием. Именно это преломление характерно для их новых представлений о роли и назначении деревьев. Человеческое воображение родило бога Индру, сидящего вместе с прекрасной богиней в тени деревьев, с веток которых люди собирают драгоценные камни, украшения, красивую одежду и другие предметы роскоши.
садовое парковое искусство индия
Одним из самых ранних скульптурных изображений растительности Индии является произведение, названное "Калпаврикша". Оно создано в Беснагаре в III в. до н.э. (сейчас находится в музее Калькутты). Это мифическое древо желания, которое дарит человеку пищу, питье, одежду, украшения и даже красивых девушек. Судя по всему, дерево это - баньян. У его подножия видны кувшины, мешки с деньгами, раковина, из которой сыплются монеты, и цветок лотоса.
Древо желания и стелющиеся растения, по преданию, удовлетворяли материальные нужды людей, а деревья, растущие в лесу, обогащали их духовно. Каждый год деревья образуют новые листья и цветы, которые приносят радость людям. Ежегодно омоложение деревьев радовало сердца любителей природы, и никакой другой народ не восхищался деревьями с такой страстью, как индийские арийцы.
Еще по теме:
Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
Уже первые попытки исследования традиционных культур разных народов привели этнологов к убеждению, что их существование неразрывным образом связано с ритуалами и обрядами. Их практическое значение довольно широко и разнообразно. Так, они ...
Социокультурная дифференциация языков
В волнах всемирной истории одни языки гибнут вместе со своими народами-носителями и их культурой — примером тут может служить древнеегипетский язык. Другие сохраняются тысячелетиями — например, китайский. Третьи умирают, но дают корни, пр ...
Социальные институты культуры и управление культурой
Культура – это саморегулирующаяся система включает следующие основные компоненты: творцы; потребители; культура устроителей (связывают творчество со зрителями: импресарио, продюсер, спонсоры); социальные институты культуры. Значение соц. ...