Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культуре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к качественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он сам стал генеральным субъектом и объектом достижений культуры.
С.Л.Франк писал о разрушительной и созидательной роли революции в отечественной культуре: "Русская революция по своему основному социальному существу есть восстание крестьянства, победоносная и до конца осуществленная пугачевщина начала ХХ века… Этот процесс стихийной демократизации России может быть охарактеризован как нашествие внутреннего варвара… Он несет в себе частичное разрушение непонятной и чуждой варвару культуры и имеет своим автоматическим последствием понижение уровня культуры… С другой стороны, нашествие это движимо не одной лишь враждой к культуре и жаждой ее разрушения; основная тенденция его стать хозяином, овладеть ею, напиться ее благами. Нашествие варваров на культуру есть поэтому одновременно распространение культуры на мир "варваров".
Откуда же однако в России появились внутренние "варвары", о которых пишет С. Франк? Да это все те же русские крестьяне и рабочие, отчужденные от культуры царским режимом, а потому пошедшие в ходе гражданской войны на "разрушение непонятной и чуждой" культуры. Но были и другие причины этой "вражды к культуре и жажды ее разрушения". Революционный радикализм масс имеет глубокие социокультурные и психологические корни. Об этом великий русский поэт А.А.Блок, видевший этот процесс, писал: "Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью". История, на этот раз отечественная, вновь подтвердила старую истину: отчуждение народа как главного субъекта культурно-исторического процесса от культуры и превращает его в "варвара". А варваризация народных масс чревата не только социальными потрясениями, но и тяжелыми потерями в самой культуре.
Однако социалистическая революция и массовое социальное творчество 1917-1920-х годов, задавшие исторические перспективы советской цивилизации, несмотря на известные разрушения, сразу же определили позитивный и созидательный вектор всему развитию отечественной культуры. Высвобожденная общественная энергия задала новую тональность культуры, ее оптимистический настрой, который улавливался во всем: образовании, просвещении, литературе, театре, музыке, песне. Но, самое главное, отечественная культура начинающегося советского периода сразу же выявила в себе качественно иное отношение и проблеме отчуждения. Как справедливо заявляет кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института культурологии Министерства культуры РФ (специалист в области социально-философских проблем советской культуры) Л.А.Булавка, "это отношение не сводилось лишь к отражению феномена отчуждения, а (и это принципиально ново) несло в себе некий внутренний посыл, установку на снятие-снимаемость-снятость отчуждения, причем не просто в абстрактно-гуманистической форме, а (NB!) в конкретно-исторической форме. Советская культура, тем самым, несла в себе два качественно новых момента: (1) установку на преодоление отчуждения в (2) его конкретно-исторической форме".
Еще по теме:
Понятие о русском национальном характере
История каждого народа сложна и противоречива. По этой причине сложен и противоречив и характер каждого отдельного народа, который складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических и иных ...
Историческое развитие праздника – отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевого исторического события – Крещения Руси.
Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны ...
Национальная хореография Татарстана
Эти слова великого татарского поэта о народной песне могли бы стать эпиграфом нашей главы о национальной хореографии. В татарском фольклоре песня и танец тесно связаны между собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительны ...