Начало 1990-х гг. открывает новый этап в музейном деле в России. Перемены в политической и экономической сферах, распад СССР, отстранение от власти КПСС коренным образом изменили обстоятельства жизни музеев. Во многих музеях закрываются экспозиции по истории советского общества, не отвечающие сегодняшним представлениям об историческом пути России, открываются выставки по истории дореволюционной России, популярные историко-бытовые экспозиции. Ослабевает централизованное руководство со стороны Министерства культуры РСФСР, распадаются некоторые музейные объединения; жизнь и благополучие музеев всё более зависят от местных властей. Недостаточное государственное финансирование частично покрывается за счет спонсоров, меценатов, коммерческой деятельности самих музеев. Возрастает значение общественной инициативы в музейном деле в России: открываются частные художественные галереи и выставки, перепрофилируются в соответствии с общественным мнением и новыми условиями музеи (Музей Н.А.Островского – в музейно-культурный центр «Преодоление», музеи политической ссылки – в культурные центры и этнографические комплексы), ликвидируются музеи, посвященные партийным и государственным деятелям (ряд музеев В.И.Ленина, М.И.Калинина и др.). Указами Президента России выделяются особо ценные объекты культурного наследия, куда включены крупнейшие музеи России (Эрмитаж, ГИМ и др.). В связи с возвращением церкви, зданий религиозного назначения и предметов культа вводится двойное использование ряда выдающихся памятников в музеях «Московского Кремля», Владимира и др. Соответственно изменяется сеть музеев и состав Музейного фонда РФ, перестраивается исследовательская, экспозиционная, научно-просветительская работа музеев. Правовое положение и условия деятельности музеев в изменившихся условиях определил принятый 24 апреля 1996 г. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
В начале 1990-х перемены в общественно-политической жизни страны вызвали принципиальное изменение положения общественных музеев. Мероприятия по деполитизации, повышение арендной платы, сокращение штатов и т.п. стали причиной закрытия множества общественных музеев, в первую очередь музеев революционной славы, пионерской и комсомольской славы, боевой и трудовой славы, ленинских комнат-музеев, мемориальных музеев, посвященных известным деятелям коммунистической партии и государства; их фонды остаются бесхозными, государственные музеи не в состоянии выявить и принять их на хранение. Одновременно с этим стали возникать общественные музеи, организация которых ранее была невозможна по идеологическим причинам (музеи А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, В.С.Высоцкого и мн.др).
С 1992 г. в связи с распадом СССР и упразднением Министерства культуры СССР функции управления в сфере культуры перешли к Министерству культуры РФ (на региональном уровне – в комитеты и отделы культуры при областной и городской администрации). В его структуре существует Управление по делам музеев, задача которого – содействие обеспечению оптимальных условий развития музеев в стране через реализацию специальных программ («Безопасность музеев», «Особо ценные объекты» и др.), налаживание музейных взаимосвязей внутри России и за рубежом путем организации и обмена выставками, проведения конференций и совещаний, привлечение специалистов к разработке музейного дела и перспективных моделей музейных учреждений.
Еще по теме:
Бортничество
О занятии бортничеством в древней Руси мы имеем ряд указаний в письменных источниках, как своих, так и иноземных, в которых мед и воск - основные продукты бортничества - неоднократно упоминаются в разной связи, начиная с Х века. Участок з ...
Противоречивость технического прогресса
Чаще всего указываются следующие главные опасности, которыми угрожает человечеству технический прогресс.
1. Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества.
2. Технический прогресс превращает человека в раба техники.
3. Техни ...
Самобытность древнерусской иконописи и архитектуры
Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного р ...