Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представлена поселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка, Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесь создатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основанию каменными кладками. На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечники копий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи из других пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глиняная бусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживания стыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия (псалий, т.е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным, проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур, сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а также металлические четырехгранные шилья.
Многочисленны аналоги кизилкобинской керамики на Северном Кавказе. Это находки из верхнего слоя Алхастинского поселения в Ассинском ущелье, из Айвазовского поселения на реке Сушке и в особенности из Змеиного поселения. Сходная керамика и в северокавказских могильниках. Следовательно, как писал в 1952 г.П.Н. Шульц, кизилкобинская культура не представляет собой изолированного явления, она имеет в ряде элементов близкие аналоги и на Северном Кавказе, и на юге материковой Украины (рис.24).
Крымские татары разделили участь депортированных народов, лишённых возможности жить и творить на своей земле. С изгнанием крымских татар из Крыма исчезли материальные и художественные ценности народа, создаваемые веками, прервались традиции и навыки старинных ремесел. Крымскотатарская керамика не достигла таких высот совершенства, как металл, но она широко использовалась в быту, была незаменима в некоторых отраслях сельского хозяйства.
На сегодняшний день судить о крымскотатарском керамическом искусстве прошлого мы можем лишь по несколькими сохранившимся в музеях и частных коллекциях образцам, а для профессионального освещения темы вынуждены обратиться к результатам археологических исследований.
Еще с древних времен керамика играла большую роль в жизни людей, населявших Крымский полуостров. Возникнув как отрасль утилитарного значения, она постепенно приобретала и эстетическое. Посуда становилась украшением интерьеров богатых домов; декоративная керамика, в частности, изразцы - из простого выразительного средства архитектуры вырастала в монументальное искусство.
В 1926 году на побережье между Феодосией и Алуштой в древних крымскотатарских селах была проведена широкая археологическая разведка, которой руководил Н. Барсамов. В различных пунктах были обнаружены гончарные печи VIII-IX вв. (в Капсихоре, н с. Морское).А. Якобсон обнаружил более двадцати гончарных печей VIII-IX вв. около Чобан-Кулле (Башня чабана). В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное). Здесь же, в Канакской балке, крымской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством М.А. Фронджуло в 1961-1962 годах были найдены еще три гончарные печи. Печи возводились на склонах холмов, на берегах рек с учетом мощных отложений глины хорошего качества.
На примере печи, обнаруженной в Чобан-Куле можно восстановить облик и конструкцию крымских гончарных печей. Печь имела один топочный продольный канал, шириной в 1,15 м, длину канала установить не удалось. Под топкой у западной стенки прослеживается натяжение в 2 м, около южной стенки оно сохранилось в высоту 0,80 м. Из топки жар поступал по боковым каналам в обжигательную камеру. Сохранившаяся длина канала в 1 м начинается на высоте 0,40 м от пода топки и поднимается под углом в 40°. Ширина канала (0,30-0,35 м) на западном конце канала сужается (0,20 м). Печь сооружена из сырцового кирпича (0,50-0,20 м при толщине 12-15 см). При зачистке пода топки в слое золы и обожженной глины были найдены обломки гладкостенных круглодонных амфор VIII-IX вв. В яме находилось более 100 бракованных амфор. Среди остальной керамики, обнаруженной в той же яме, можно отметить несколько фрагментов раннесредневековых, плоских и коньковых черепиц обломки венчиков, стенок и ножек небольших и относительно крупных пифосов. Найден фрагмент ручной фляги с горлом и ручками, обломок боковой (выпуклой) части фляги, украшенной по краю дужками или гирляндами, написанными красной краской. Обнаружены венчик довольно большого кувшина с обломком плоской ручки с пальцевым вдавлением и обломки нижних частей плоскодонных красноглиняных сосудов (229, с.137).
Еще по теме:
Видовое и жанровое разнообразие концертных программ
Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное образным решением, имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции - важнейшее качество, компо ...
Разнообразие художественных течений конца 19- начала 20 века
Модернизм - направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
- разрывом с историческим опытом художественного творчества;
- стремлением утвердить новые начала искусства;
- условностью стиля;
- непрерывным обновлением х ...
Типы морали
Существуют различные этические идеалы и, соответственно, различные типы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя их попарно – по лежащим в основе них противоположным принципам:
1) гедонизм – ригоризм,
2) эгоизм – альтруизм, ...