Та же тема борьбы с Роком и осмысление тайны Рока содержатся в трагедии Софокла «Эдип-царь». Главный ее герой Эдип – воплощение греческого идеала нравственности: настоящий патриот, мужественный, разумный, деятельный человек. Но над ним висит роковое пророчество: он убьет своего отца и женится на матери. В конце концов, пророчество сбылось. Потрясенный Эдип жестоко наказывает себя – выкалывает себе глаза. Такова фабула трагедии. Но преступления несчастный Эдип совершает непроизвольно. «Разве можно карать (себя!) за то, что сделано в неведении?» – главный вопрос Софокла. За ним стоит реальная жизнь, в которой даже самый набожный, нравственный, разумный человек страдает и умирает. В чем же его вина перед богами? Ответ Софокла так же глубок, как и вопрос. Вина Эдипа в том, что он – человек, и как человек не может не действовать. А действия вызывают цепь последствий, которые трудно предвидеть и которые часто выходят из-под контроля отдельной личности.
Еврипид в трагедиях («Медея», «Гекуба», «Андромаха», «Вакханки» и др.) сосредоточивается на частной жизни героев, их страстях, оказывающихся сильнее разума и воли. Древний автор наполнил античную трагедию напряженным психологизмом. Борьба страсти и разума открывает в каждом из персонажей Еврипида тот неподконтрольный мир, который столь же глубок, как и божественно-природный универсум. Человек в трагедиях Еврипида ни в чем не может найти опору. В этом положении отразился надвигавшийся кризис греческой цивилизации. Открытие трагического во внутреннем мире личности составило основу дальнейшего развития жанров трагедии и драмы.
Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. В ней смех был поднят до высот великого искусства. Не только «слезы, текущие из мозга» вызывают катарсис, но и смех может очистить и возвысить человека – таков пафос греческой комедии. Смех освобождает индивида и делает его божеством. Исток этого жанра кроется в различных формах народных увеселений и фаллических песнях. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных язв полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).
В классический период обозначились характерные черты античной интеллектуальной культуры. В V–IV вв. до н.э. наивысшего расцвета достигла философия, в трудах Аристотеля закладывались основы естествознания, Демокрит сформулировал атомистическую идею строения материи, Евдокс создал геоцентрическую систему, которая вплоть до XVII в. считалась неопровержимой, Геродот и Фукидид заложили основы истории, опираясь на принципы достоверности и объективности, а Гиппократ положил начало переходу от религиозно-магического представления о человеческом организме и его болезнях к рационалистическому.
Образование. Идеал античного образования в IV в. до н.э. заключался в надстраивании над начальными знаниями интеллектуальной системы, которая включала в себя грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки и занятия спортом. Можно было углублять свои познания в школе риторики Исократа, заняться философией в Академии Платона или Ликее Аристотеля. Аристотелем была сформулирована и главная цель образования: формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства.
Еще по теме:
Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчаст ...
Особенности формообразования предметного мира Древней Греции
В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреч ...
Архаический период
Политика. Культура периода архаики начала складываться уже с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой Азии. В свою очередь греки ...