Та же тема борьбы с Роком и осмысление тайны Рока содержатся в трагедии Софокла «Эдип-царь». Главный ее герой Эдип – воплощение греческого идеала нравственности: настоящий патриот, мужественный, разумный, деятельный человек. Но над ним висит роковое пророчество: он убьет своего отца и женится на матери. В конце концов, пророчество сбылось. Потрясенный Эдип жестоко наказывает себя – выкалывает себе глаза. Такова фабула трагедии. Но преступления несчастный Эдип совершает непроизвольно. «Разве можно карать (себя!) за то, что сделано в неведении?» – главный вопрос Софокла. За ним стоит реальная жизнь, в которой даже самый набожный, нравственный, разумный человек страдает и умирает. В чем же его вина перед богами? Ответ Софокла так же глубок, как и вопрос. Вина Эдипа в том, что он – человек, и как человек не может не действовать. А действия вызывают цепь последствий, которые трудно предвидеть и которые часто выходят из-под контроля отдельной личности.
Еврипид в трагедиях («Медея», «Гекуба», «Андромаха», «Вакханки» и др.) сосредоточивается на частной жизни героев, их страстях, оказывающихся сильнее разума и воли. Древний автор наполнил античную трагедию напряженным психологизмом. Борьба страсти и разума открывает в каждом из персонажей Еврипида тот неподконтрольный мир, который столь же глубок, как и божественно-природный универсум. Человек в трагедиях Еврипида ни в чем не может найти опору. В этом положении отразился надвигавшийся кризис греческой цивилизации. Открытие трагического во внутреннем мире личности составило основу дальнейшего развития жанров трагедии и драмы.
Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. В ней смех был поднят до высот великого искусства. Не только «слезы, текущие из мозга» вызывают катарсис, но и смех может очистить и возвысить человека – таков пафос греческой комедии. Смех освобождает индивида и делает его божеством. Исток этого жанра кроется в различных формах народных увеселений и фаллических песнях. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных язв полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).
В классический период обозначились характерные черты античной интеллектуальной культуры. В V–IV вв. до н.э. наивысшего расцвета достигла философия, в трудах Аристотеля закладывались основы естествознания, Демокрит сформулировал атомистическую идею строения материи, Евдокс создал геоцентрическую систему, которая вплоть до XVII в. считалась неопровержимой, Геродот и Фукидид заложили основы истории, опираясь на принципы достоверности и объективности, а Гиппократ положил начало переходу от религиозно-магического представления о человеческом организме и его болезнях к рационалистическому.
Образование. Идеал античного образования в IV в. до н.э. заключался в надстраивании над начальными знаниями интеллектуальной системы, которая включала в себя грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки и занятия спортом. Можно было углублять свои познания в школе риторики Исократа, заняться философией в Академии Платона или Ликее Аристотеля. Аристотелем была сформулирована и главная цель образования: формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства.
Еще по теме:
Резьба в декоре предметов быта
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования бытовых предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер домовой резьбы. Ткацкие станки, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые пре ...
Характеристика культур, предшествовавших Басандайской культуре
Невозможно дать полную характеристику Басандайской культуре, без изучения особенностей культур, предшествовавших Басандайской. Мне хотелось бы остановиться на описании особенностей культур эпохи бронзы.
Кротовская культура. К середине II ...
Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является изучение закономерностей развития массового зрелища как театрализованного представления в культуре, специфики его философско-культурных смыслов и способов конструирования. Задачи данного исследования следую ...