На «европейский манер» сквозь все центральное здание дворца, как в венецианских палаццо, проходили парадные сени. Торжественный вид вестибюлю придавали колонны тосканского ордера. В конце вестибюля — нарядная светлая лестница, украшенная лепниной, живописью, изразцами на окнах. На уровне второго этажа фасад здания опоясывала деревянная галерея. Через сени второго этажа можно было попасть в Большой зал, отделка которого поражала пышностью и великолепием. Большой зал не сохранился — еще во времена бытования во дворце кадетского корпуса этот зал переделали церковный, кроме того, сделали верхнюю площадку для еще одной лестницы.
Если на первом этаже размещались подсобные помещения и проживала прислуга, то семья А.Д. Меншиков и он сам жили на втором этаже. По существовавшим тогда правилам, дом делился на две половины — мужа и жены. Они объединялись общими парадными покоями, где супруги принимали гостей. Таких помещений во дворце было три — зал в центре и две приемные по сторонам.
Уже говорилось, что Меншиковский дворец отличался богатством внутренней отделки. Так, были использованы редкие тогда в России керамические плитки — плоские белые с синим рисунком, покрытые прозрачной глазурью. Парадный кабинет Меншикова называли Ореховой комнатой, ибо она была отделана ореховым деревом, а также небольшими панно из наборного ореха. Потолок кабинета украшал живописный плафон, написанный на холсте. К счастью, до наших дней отделка Ореховой комнаты, выполненная в 1716–1718 гг. дошла до наших дней практически без изменений. Комнаты на половине княгини были столь же роскошно украшены изразцами, тканями, деревом и обставлены дорогой разнообразной мебелью.
В XVIII в. в Санкт-Петербурге было возведено множество великолепных по своему внешнему и внутреннему убранству дворцов, принадлежавших самым значительным русским вельможам своего времени.
Один из них — трехэтажный дворец на Садовой улице, построенный в 1749–1757 гг. для канцлера М.И. Воронцова архитектором Ф.Б. Растрелли. Нарядному декору главного фасада в стиле барокко соответствует пышная отделка Большого зала и пятидесяти других парадных помещений дворца. Залы и комнаты дворца украшают лепнина, живописные плафоны и золоченая резьба. Дворец был окружен изящной чугунной решеткой. Позднее Воронцов продал свой дворец в государственную казну. При Павле I дворец стал местом пребывания Мальтийского ордена, а во дворе по проекту Д. Кваренги соорудили католическую капеллу. С 1810 г. во дворце размещался Пажеский корпус, а ныне там располагается Суворовское училище.
Для графа С.Г. Строганова в 1752–1754 гг. архитектор Ф.Б. Растрелли построил дворец на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Выполненный в стиле барокко, фасад Строгановского дворца украшен спаренными колоннами на уровне второго и третьего этажа, а простенки между окнами — медальонами с мужским профилем. Считается, что это портрет владельца дворца графа Строганова, но бытует и другое мнение — это портрет самого Растрелли. Внешнее убранство дворца дополняет пышная лепнина — львиные маски, кариатиды, раковины. В 1790-е гг. архитектор А. Воронихин провел работу по оформлению интерьеров каждого из пятидесяти дворцовых залов.
Построенные в елизаветинскую эпоху в стиле барокко дворцы графа П.И. Шувалова на Итальянской улице и графов Шереметевых на набережной Фонтанки принадлежат творчеству архитектора С.И. Чевакинского. Шуваловским дворцом позже владел А.А. Вяземский, при котором здание было частично перестроено и его фасады приобрели черты, характерные для архитектуры раннего классицизма. Ныне в нем находится дом санитарного просвещения. Шереметевский дворец, возведенный в 1750–1755 гг., получил еще одно название — Фонтанный дом. И здание дворца, и усадьба сохранились до наших дней. С 1990 г. во дворце располагается Музей театрального и музыкального искусства. В дворцовом флигеле с 1989 г. открыт музей А.А. Ахматовой, которая прожила здесь много лет.
Еще по теме:
Особенности технологической культуры
1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, что они нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура не озабочена «ценностным измерением» деятельности.
2. Из сказанного вытекае ...
От чего абстрагируется софистика
Логическая несостоятельность всех умозаключений о роли генов в становлении человека как личности состоит в том, что они построены на гипотетических допущениях. Нет никакой нужды прилагать усилия, связанные с огромными расходами, затратами ...
Историко-теоретический аспект темы проекта
Медальоны, медали и плакетки, их назначение и характерные особенности
Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствами малой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки ...