Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация

Информация о культуре » Основы культурологии » Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация

Модернизация – процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на: традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, религиозн представл, циклич хар-р развития, коллектив отнош м/у людьми, авторит хар-р власти, ориентация на мировоззренческие ценности, отсут-е отложенного спроса. Современные К. имеют след особенности: ориент на инновации, светский хар-р соц жизни, демократич форма власти, выделенная инд-ть, оринтир на инструмент цен-ти, на точные науки и технологии, наличие отложенного спроса. Переход от традиц К. к модернистской в Западной Европе нач в эпоху Возр., заверш в Новое Время. Восточные общ-ва долгое время оставались замкнутыми, локальными, трад. В XIX-XXвв там нач проц-ы модерн в рез-те усвоения Зап опыта. Эти процессы прокет сложно, противоречиво. В связи с этим выдел 3 осн-х варианта, в кот происх модерн в соврем мире: 1. Симбиоз (при кот поддерж относит независ сосуществ традиций и современности. Она хар-на для колониал сист, в кот новые элементы вводятся иностранными властями и исход из интересов монополии); 2. Конфликт культур (модерн против традиций. В этом случ рез-м модерн явл слабая адаптация к технич достиж Запада. При этом происх потеря традиц К. без обретения современной. Такая мод хар-на для некот стран Африки); 3. Синез (взаимод и огранич соед традиц и соврем. Он имеет место в том случ, если социокульт сист осваивает достиж др народов в тех сферах, кот в ней самой развиты недостаточно, но при этом оно сохраняет свою исход основу, самобытность, сбособн поддерж свою целостность и устойчивость. Возможно возник 2 тенденций: модернизма и фундаментализма. Модернизм – стремление приспособ религию к потреб сегод дня; очищ её от архаизмов, чрезмерных запретом и ограничений. Фундаментализм – признание неприкосновенности всех догм религии в первозданном виде. Модернисты выступ за союз науки и религии, смелое исп достиж НТП. Религия – это важное ср-во формир нравственных кач-в чел. В Турции в первой половине XXв были провед соц и эк преобраз, кот затронули и религиозную сферу. Мусульманство было отделено от гос-ва. Во второй пол XXв произошло крушение колониальной системы. Получили распростр концепты исламского соц. Модерн-ие тенденции стали проявл в ряде крупных арабских стран (Египет, Сирия, Ирак). В последнее 10-е увелич роль исламского фундаментализма. Фундам-ы призыв к возрожд средневек чистоты ислама. Признают авторитет исключительно Корана и Суммы. Решит отверг дух влияние со стороны Запада. Число ислам фундамен с каждым годом растёт, а их дейст приобрет всё более экстремистский хар-р. Многие философы видят конфликт XXIв в войне цивилизаций, столкновении Запада с миром ислама.

Еще по теме:

Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Конец XIX – начало ХХ вв. – эпоха, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства. Не затрагивая многих интереснейших черт этого периода в рамках дипломной работы, отмети ...

Организация и задачи и условия приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям
Современная практика показала, что нужно искать нетрадиционные, отличные от клубного коллектива формы и средства, позволяющие наиболее оптимально решить проблему включения членов производственного коллектива в художественно-творческую дея ...

Интегральная оценка ландшафта
2,33 Таблица 9 Пофакторно-интегральная оценка ландшафтно-рекреационного потенциала для лечебно-оздоровительного отдыха Параметр Оценка в баллах Интегральная оценка ландшафта 2,33 Интегральная оценка экологическо ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы