Следствием превращения латифундий в самодостаточные экономические единицы явилось сокращение поставок производимых ими товаров на городские рынки, что приводило к постепенному упадку мелких и средних городов. Это подрывало финансовую систему государства. Завоевание Рима варварами совпало с экономическим разложением второй античной цивилизации.
Архитектура и искусство. Для искусства периода империи характерно обращение к монументальным формам, рельефно воплощавшим идеал могущества верховной власти. Скульпторы, архитекторы, поэты восхваляли и идеализировали «образцовых» императоров. Постройкам придавалась невиданная ранее роскошь.
Наиболее ярко изменения в искусстве Рима в период империи проявились в архитектуре: воздвигались грандиозные общественные здания, строились форумы, мавзолеи, акведуки. В конце I – начале II в. н.э. в столице зодчим Аполлодором Дамасским был построен величественный архитектурный ансамбль – форум Траяна. Его возведение – дань заслугам Траяна, имевшего титул «наилучший император» за многочисленные победы и «дружбу» с сенатом.
Форум представлял собой прямоугольную площадь, окруженную колоннадой. Слева находилось монументальное здание рынка, по главной оси размещались базилика Ульпия, библиотеки, храм Траяна, триумфальная колонна и арка. Из этих построек целиком сохранилась только триумфальная колонна высотой 30 м. Снаружи ее обвивает 200-метровый ленто- подобный скульптурный фриз, языком пластики описывающий сцены победы римлян над даками. Венчала колонну статуя императора.
В императорском Риме строилось много театров и амфитеатров. Самый большой из них – Колизей (от лат. colosseus – колоссальный), построенный при Флавиях в 72–80 гг. н.э. К числу выдающихся сооружений эпохи Римской империи принадлежит Пантеон – храм всех богов, возведенный по заказу императора Адриана в 118–128 гг. н.э. и в отличие от других хорошо сохранившийся до нашего времени. Замысел храма связан с идеей объединения религий и народов под властью Рима. Это классический образец купольного сооружения, послуживший образцом для храмового зодчества Византии.
К популярным типам построек того времени принадлежит триумфальная арка – символ славы императора, отражение его военных подвигов. Так, триумфальная арка Тита (81 г. н.э.) была воздвигнута в честь подавления римлянами иудейского восстания. Это однопролетное сооружение украшали полуколонны коринфского ордера. Сложный антаблемент с сильно выступающим карнизом и высокий аттик рождали контрасты света и теней, добавляли черты особой выразительности символической постройке, создавая впечатление праздничности и одновременно спокойного величия.
Скульптура. В период империи высокого развития достигла скульптура. Монументальные, декоративные, портретные изображения создавались в виде рельефов и круглой скульптуры. Большая часть таких произведений прославляла императоров, членов их семей, патрициев. Так, на рельефах колонны Траяна изображены военные марши, осады крепостей, битвы, шествия пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Всего на рельефе насчитывается почти 2500 фигур.
Ведущую роль в пластике того времени играл портрет, очень точно изображавший внешность и характер персонажа, но порой выпонявшийся и в стиле монументальных произведений. Еще в период правления Августа сформировался тип парадного изображения, восхвалявшего личность императора. Именно тогда утвердился идеал классической римской красоты, почти не менявшийся до конца существования империи.
Еще по теме:
Фэнтези
Настоящий интерес к фэнтези появился в 1990-х. Это было уже классическое фэнтези, в котором действие происходит в мирах, совершенно не похожих на наш, но исполненных магии и рукопашных битв.
Одним из первых популярных фэнтези сериалов бы ...
«Божеское» и человеческое
Одно из проявлений острой противоречивости сознания людей состоит в том, что такие его формы, как философия, наука, мораль, политика, право, – это сфера реального знания о тех или иных сторонах жизни. Религия же хотя и отражает мир, но в ...
П. Беренс – создатель первого в мире фирменного стиля
П. Беренс был учеников Мутезиуса и главное его достиж-е в развитии дизайна 19 в. считается то, что сейчас называют фирменным стилем. Он в 1907 г. пришел работать во всеобщую электрическую компанию, где был худож-м директором и поставил пе ...