Примером парадного скульптурного придворного портрета в полный рост служит исполненная демонстративного величия статуя Августа из Прима-Порта (нач. I в. н.э.). Император предстает в образе полководца, в руке у него жезл. Иногда властители изображались на лошади. Монументальная конная статуя Марка Аврелия (конец 170 г. н.э.) представляет этого императора как бы во главе военного похода. Одновременно она воплощает возвышенный идеал правителя-философа, призванного свято выполнять свой гражданский долг. Данная статуя послужила образцом для аналогичных монументальных скульптур во времена Возрождения и другие эпохи (конная статуя кондотьера «Гаттамелата» Донателло).
Литература. Великими достижениями была отмечена литература императорского Рима, получившая наибольшее развитие в век Августа. Как дальновидный политик, он окружал себя людьми, не только понимавшими силу искусства, но и способными воспеть власть императора и деяния римского народа. Среди них внедрялся создатель знаменитого эпоса «Энеида» Вергилий. Проявляли самостоятельность в творчестве поэт-лирик Гораций («Оды»), мастер фольклорно-мифологической и эротической поэзии Овидий («Фасты», «Метаморфозы», «Наука любви», «Лекарство от любви»). В годы правления Траяна завоевал широкую популярность сатирик Децим Юний Ювенал, обличавший пороки разлагавшегося общества. На I–II вв. н.э. приходится расцвет реалистического римского романа. С ним связаны имена Петрония («Сатирикон») и Апулея («Золотой осел»).
Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н.э.) – автор поэмы «Энеида» – выразил идеализированное самосознание римского народа и, выдвинув на первый план идею мирового господства Рима, прославил правление Августа, величие римского духа и искусства. Написанная высоким патетическим стилем «Энеида» многие века служила образцом латинской поэзии. Но Вергилий ярко проявил себя и как создатель римской пастушеской поэзии (буколики). В эклоге IV он возвестил о предстоящем рождении божественного младенца (Христа).
Самое известное произведение Петрония Гая (I в. н.э.) – роман «Сатирикон». Автор, отражая нравы своего времени, высмеивает богачей-выскочек. Многие из его героев – «новые римляне», недавно разбогатевшие вольноотпущенники, чванливые и высокомерные. Реалистическое изображение жизни Рима того времени, всех его неприглядных сторон и шокирующих особенностей, использование оборотов разговорного языка, философская глубина и едкий юмор отличали творчество Петрония.
Религия. Глубокие изменения в период империи произошли в религиозной жизни. Осознав, что духовная культура Рима переживает глубокий кризис, Август задумал превентивные преобразования. Одно из новшеств связывалось с культом гения императора. Следует уточнить, что формально это считалось не обожествлением фигуры реального правителя, как в восточных цивилизациях, а поклонение его духу-покровителю. В честь возвеличиваемых императоров строились алтари и храмы, устраивались государственные праздники.
Однако гражданственный объединительный пафос этого культа не нашел сторонников среди широких слоев населения, которым были чужды исчерпавшие себя ценности общинной жизни. В новых условиях он (культ) воспринимался как угроза исчезновению всякой свободы. Август попытался также реанимировать традиционные римские верования, но это только привело к усилению магических и мистических сторон римской религии. Значительным влиянием пользовались восточные мистические культы (Исиды, Кибеллы, Митры). Даже философия Рима отдала в III в. н.э. дань мистицизму (учение Плотина). А в среде простого народа особой популярностью пользовались прорицатели, гадалки, чудотворцы.
Еще по теме:
Психология человека и суеверие
Многие психологи утверждают, что человек придумал три мифа. И один из них – миф о том, что где-то за человека уже кто-то решил его дальнейшую жизнь и расписал ее по пунктам, следовательно, от самого человека мало что зависит в его же жизн ...
Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчаст ...
Звуковые эффекты в фильме «Пассажир поезда №12»
Кадры кинохроники были беззвучны. Звукорежиссер фильма «Пассажир поезда №12» сумел оживить черно-белую картинку при помощи искусственного наложения звука. В киноленте авторы использовали музыкальные произведения Петра Чайковского, Модеста ...