Интерес к магии, мистике и индивидуалистической философии в Римской империи объяснялся общим кризисом античной системы ценностей. Человек утрачивал надежду на то, что как полноправный член общины свободных граждан, он может ждать от государства поддержки и защиты. Оставалось жить, полагаясь только на собственные силы. Такова идея стоиков – популярной в Риме философской школы. Она воспитывала спокойствие перед лицом смерти, душевное равновесие при столкновении с враждебным миром. Этому учил и Сенека («Нравственные письма к Луцилию»).
В такой ситуации наилучшим выходом стал путь индивидуального спасения, предложенный христианством. Люди полу- Чили твердую веру в поддержку со стороны великой божественной силы, единой и всеохватывающей, а потому бесконечно могущественной. В христианстве было много чудесного и мистического. Семена новой веры легли в хорошо удобренную почву. Однако монотеизм и мессионерские установки ранних христиан сначала стали причиной их преследования римскими цезарями. Тем не менее уже с 313 г. н.э. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Настал час испытания властью. Установив к концу IV в. (благодаря законам Феодосия и Грациана) религиозную монополию, римская церковь порой допускала проявления варварства: то тут, то там фанатики сжигали книги, уничтожали языческие храмы, использовали колонны античных сооружений для строительства базилик. И все же с христианством связаны неоспоримые положительные изменения в духовной культуре, создание новых канонов в искусстве.
Раннехристианское искусство до IV в. н.э. представлено настенной росписью римских катакомб (место древнейших христианских захоронений) с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец – истинных христиан; голубь – Святого Духа; птица Феникс – бессмертие. В то время популярным сюжетом было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец, т.е. заботящегося о душах верующих или спасающего заблудших. Образы Христа и Марии в период раннего христианства чем-то напоминали античные мифологические персонажи. Но постепенно исчезал пейзаж (и всякий земноподобный фон), фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Эстетические идеалы и нормы античной культуры уходили в прошлое.
В IV–V вв. н.э. в раннехристианском искусстве влияние античности еще сохранялось, однако процесс пересмотра ее канонов продолжался. Можно сказать, что с переменным успехом происходила борьба между условностью и чувственностью, назидательностью и занимательностью изображений. В ходе целенаправленного экспериментирования шел поиск наиболее выразительных средств для утверждения христианских идей.
При императоре Константине уже велось строительство христианских храмов – базилик (собор Святого Петра), многие конструктивные и декоративные элементы которых нам знакомы по римским языческим прототипам (базилики Ульпия и Максенция). Правда, в отличие от античного сооружения красота и величие свойственны больше внутреннему пространству раннехристианского храма. Кроме базилик строились центрические сооружения – мавзолеи и баптистерии (культовые постройки для крещения) и т.п. На место скромных аллегорических образов катакомб приходят грандиозные сцены и сюжеты из Библии. Пышность, величавость здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. В скульптуре наибольшего развития достигает миниатюра, в живописи используются орнаментально-пейзажные изображения. Рельефы становятся все более плоскостными, условными и символичными.
Еще по теме:
История утопической традиции
Обозреть, даже в самых общих чертах, всю историю утопической мысли - задача очень трудная. Существует точка зрения, что история утопии практически тождественна истории мировой культуры. Первой ступенью на пути формирования утопической тра ...
Риторика. Филология. Литература
XV век стал эпохой интенсивного развития всех гуманистических дисциплин. Черты нового ярко проявились не только в этике, педагогике, историографии — значительные перемены произошли также в риторике и филологии. Их главным языком все еще о ...
Военная живопись 1941-1945гг
Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мировая война, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественн ...