Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

Информация о культуре » Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования » Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

Страница 1

Переход в новое тысячелетие для многих публичных библиотек стал переходом и в качественно новое состояние, для которого характерны не только расширение содержания деятельности и традиционных функций, но и изменение их социально-культурной роли. Порою, сама жизнь создает новую модель библиотеки, определяет ее место в обществе и предназначение. Таким феноменом уходящего столетия явились музеи в библиотеках. Особое место среди всех библиотек занимают библиотеки-музеи (или библиотеки, в чью структуру входит музей). Библиотеки-музеи бывают разные. Условно их можно разделить на литературные и историко-краеведческие. Сейчас уже определение больших музейных коллекций, организованных при библиотеках имеет понятие «мини-музей», которое было признано с одобрением всеми библиотекарями республики Татарстан. Создание «мини-музеев» считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в данном населенном пункте, так и в масштабах района.

Можно ли назвать появление музеев в библиотеках инновацией? И да, и нет. В инноватике хорошо известна формула, согласно которой категорию новизны характеризуют не столько временные, сколько качественные изменения.[19]

Появление музеев в библиотеках событие не случайное. Создание музея — всегда начало большой работы.

Несмотря на финансовые проблемы, библиотеки стремятся широко использовать современные технологии, способствующие повышению творческого потенциала читателей. Библиотечные работники края наряду с подготовкой различного рода программ стали разрабатывать такие формы обслуживания, которые могли бы не только усилить общественную значимость библиотек, но и привлечь внимание «власть предержащих».

Музей как инновационная форма — это более высокий, во многом профессиональный подход в устройстве экспозиции — в нём достаточно большое собрание материалов. Всё это позволяет более конкретно, на примерах вести просветительскую деятельность.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту, и определять перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе.

Музей будет служить не только источником привлечения новых слоев, выявляя уникальность библиотек, но и формировать новую мотивацию традиционных посетителей.

Если библиотека располагает достаточным помещением, библиотекарь увлечен краеведением, если музейная функция не будет преобладать над основной функцией библиотек — информационной, то музеи имеют полное право на существование.

Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов:

I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, — нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Инженерия будущего
Развитие инженерной культуры продолжается. В настоящее время «постклассическая» инженерная культура становится универсальной, применимой во всех сферах человеческой деятельности; она делает своей теоретической базой всю систему научного з ...

В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз
В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к ...

Стиль барокко
Барокко (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительно ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы