Раз в два года проводятся областные Каверинские чтения, издано методико-библиографическое пособие «Капитаны живут среди нас».[15]
Комната-музей татарского писателя Ф. Шафигуллина в городе Зеленодольск (1999 г. открытия) представляет собой так называемый мини-музей. Основой фонда этого музея явились личные вещи и книги из библиотеки писателя, предоставленные вдовой, поэтессой Эльмирой Шарифуллиной. В экспозиции собраны все произведения писателя, рецензии на них, переписка с родными и друзьями, фотографии, рисунки. Под музей выделено 2 комнаты. В первой комнате расположена экспозиция, рассказывающая о литературной жизни города и района в разные годы. Здесь представлена информация и портреты писателей земляков, просветителя татарского народа Каюма Насыри. Вторая комната полностью посвящена жизни и творчеству Фаиля Шафигуллина. Экспозиция состоит из пяти разделов:
Карашамский период.
Вдали от Родины.
Зеленодольский период.
Казань.
Память.
Одна из экспозиций воспроизводит внутренний интерьер татарской деревенской избы конца 30-х годов XX века.
Ежегодно в мае проходят Шафигулинские чтения, а также фольклорные вечера и праздники. Предполагается создание видео-фонда выставок и мероприятий, а также создание буклетов и путеводителей.[12]
В филиале № 13 ЦБС Казани успешно работает литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству современной татарской поэтессы Гульшат Зайнашевой. Поэтесса несколько лет назад ушла из жизни, оставив после себя не только большое литературное, но и музыкальное наследие, так как она была автором стихов многих популярных татарских песен. Библиотекари нашли общий язык с родственниками Гульшат Зайнашевой, в результате их сотрудничества появился литературно-музыкальный мини-музей, проводятся интересные мероприятия.[2]
Все вышеназванные библиотеки продолжают исследовательскую и поисковую работу по темам своих экспозиций, привлекая в эту интересную работу и читателей. Мероприятия, проводимые библиотеками, тесно связаны с созданными экспозициями и поэтому всегда вызывают живейший интерес со стороны посетителей библиотек. Одним словом, музеи в составе библиотеки намного усиливают информационную и образовательную, культурно-просветительскую и воспитательную функции библиотек.
Перечисляя достоинства музейных экспозиций в библиотеках, нельзя не остановиться и на проблемах. Можно назвать следующие основные проблемы данных мини-музеев:
- в зданиях библиотек не предусмотрены специальные помещения для музея, музейные экспозиции в основном занимают небольшие площади в читальных залах или в фойе библиотек;
- не использовано специальное музейное оборудование, требующее больших материальных затрат;
- мини-музеи организованы усилиями исключительно сотрудников библиотек, тогда как в создании музейной экспозиции должны участвовать профессиональные экспозиционеры, художники, дизайнеры.
Возникновение названных проблем связано с тем, что музейные экспозиции в библиотеках в большинстве случаев создаются по инициативе творчески мыслящих сотрудников библиотек, которым для получения финансовой поддержки трудно обосновать руководству района или города значимость, «духовную рентабельность» своего проекта. Очень редко, но бывают и такие случаи, когда инициатором строительства библиотеки-музея выступает администрация города. Однако вышеназванные библиотеки нашли оптимальный путь развития. Впереди — новые поиски, эксперименты, творческая работа, без которых невозможно осуществлять интересные проекты.[17]
Еще по теме:
Многообразие религиозно-философских учений
В Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна ф ...
Ценности русской культуры
Важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла русская крестьянская община. Поэтому ценности русской культуры в большой степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и важнейшей является сама община, «мир» как о ...
Основные принципы построения композиции
1. Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, ...