В уникальный архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, созданный архитектором А.Д. Захаровым и сам по себе являющийся музеем под открытым небом, входят здания Северного и Южного пакгаузов, Кунсткамеры, Музейного флигеля Академии наук, Таможни, Новобиржевого гостиного двора и, наконец, Главное здание Академии наук. Центральное место всего ансамбля принадлежит зданию Биржи, которое строилось в начале XIX в. по проекту архитектора Т. де Томона. Оно устроено по типу античного периптера — здания, окруженного со всех сторон колоннами. На главном восточном фасаде была установлена скульптура «Нептун с реками Невой и Волховом» работы И. Прокофьева, а на западном фасаде находится композиция «Навигация с Меркурием и двумя реками» скульптора Ф. Щедрина. При планировке Стрелки, восточную часть на 120 м выдвинули в акваторию Невы, благодаря чему образовалась Биржевая площадь. По сторонам этой площади у спуска к Неве архитектор Т. де Томон в 1810 г. поставил две монументальные Ростральные колонны, у подножия которых расположены четыре аллегорические изваяния, символизирующие, по легенде, четыре главные русские реки — Волгу, Днепр, Неву и Волхов. А полукруглые гранитные спуски к Неве завершаются поразительными по совершенству каменными шарами на постаментах.
Именно в здании Биржи разместился с 1939 г. Центральный военно-морской музей. Однако свое начало музей ведет с 1709 г., когда по распоряжению Петра I при Адмиралтействе была основана «модель-камора», в которой собирались чертежи и модели кораблей Российского флота. Это постоянно пополнявшееся собрание в течение 230 лет, до перевода в здание Биржи, находилось в Адмиралтействе и с 1805 г. называлось Морским музеем.
Ныне в Центральном военно-морском музее хранится более 800 тыс. экспонатов. На самом почетном месте — легендарный ботик Петра I, на котором основатель русского флота постигал основы кораблевождения. Около 2 тыс. моделей старинных и современных кораблей, 5 тыс. живописных полотен с изображением морских баталий и пейзажей, внушительные коллекции оружия, флагов и знамен, морских приборов и карт — все это неизменно привлекает внимание посетителей музея.
Истоки коллекции Военно-исторического музея артиллерии восходят к 1703 г. В XVIII–XIX вв. это собрание постоянно пополнялось. В 1850–1860 гг. за кронверком Петропавловской крепостью на другой стороне Кронверкского пролива в Александровском саду архитектор П.И. Томанский возвел здание арсенала, в котором с 1868 г. и разместили богатейшее собрание оружия, знамен, боевых реликвий.
Экспозиция начинается прямо у стен и продолжается в огромном парадном дворе музея, где установлены образцы тяжелой артиллерии, самоходные орудия, танки и бронемашины, ракеты, техника инженерных войск и войск связи. К раритетным экспонатам, находящимся в залах музея, относятся русские пушки XIV–XVI вв. — первая русская пушка пищаль, изготовленная на рубеже XIV–XV вв., бронзовая пушка мастера Якова, отлитая в 1491 г., пушки знаменитого московского литейщика Андрея Чохова. Из оружия XVIII в. немалый интерес представляют гаубицы, изобретенные генерал-фельдцехмейстером П.И. Шуваловым.
На Петроградской стороне у набережной Большой Невки напротив Нахимовского училища на вечной стоянке стоит крейсер «Аврора» — корабль-музей. Этот крейсер Балтийского флота имеет славную военную биографию. Он был спущен на воду в Санкт-Петербурге в мае 1900 г. Крейсер принял участие в Цусимском морском сражении и был в числе тех немногих кораблей, которые избежали гибели или плена. В годы Первой мировой войны «Аврора» несла дозорную службу в Финском заливе. В ночь на 25 октября 1917 г. корабль по приказу Военно-революционного комитета подошел к Николаевскому мосту. Отряд матросов с «Авроры» под командованием комиссара А.В. Белышева захватил этот мост, обеспечив продвижение красногвардейцев с Васильевского о-ва к центру города. Утром 25 октября 1917 г. радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в Петрограде к ВРК. В 21 ч. 45 мин. холостым выстрелом бакового (носового) орудия «Аврора» подала сигнал к началу штурма Зимнего дворца. Моряки крейсера участвовали в революционных боях в Петрограде и Москве, Гражданской войне.
Еще по теме:
Настоящий мастер
Ты - художник. В руках твоих - краски.
Мир мой - холст, нем под кистью твоей .
Ты на нём написать волен сказку,
Добрых гномов и ласковых фей…
В настоящее время Андрей полон мыслей и идей. Он не является заложником одного стиля. Разные ...
"Золотой Век" музеев во второй половине xix - начале xx века в России
Становление музейного дела стран Европы в два больших этапа. Первый этап — от французской революции 1789 г. до Большой промышленной выставки 1851 г., второй — с 1851 г. до начала первой мировой войны.
Из всех веков мировой истории, предш ...
Формирование русской культуры
Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом других восточнославянских народов с первых веков новой эры на терр ...