Для организации Русского музея казна приобрела Михайловский дворец, построенный в 1819–1825 гг. К. Росси. Архитектор В. Свиньин разделил покои дворца на 37 залов для удобства размещения экспозиции.
Основу коллекции музея составили картины, переданные из Эрмитажа, Академии художеств, Александровского и Зимнего дворцов. Особенно полна коллекция искусства XVIII — первой половины XIX вв. Это полотна И. Никитина, А. Матвеева, Ф. Рокотова, А. Лосенко, Д. Левицкого, И. Мартоса, А. Венецианова, а работы выпускников Академии художеств, в т. ч. «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» И. Айвазовского, «Медный змий» Ф. Бруни и др., а также приобретения императорской семьи последних 15–20 лет, в т.ч. картины передвижников «Грешница» В. Поленова, «Садко» и «Запорожцы», И. Репина, «Покорение Сибири Ермаком» В. Сурикова, пейзажи И. Шишкина и др.
К моменту открытия в собрании Русского музея насчитывалось 445 картин, 111 скульптур, 981 лист рисунков и акварелей. Из небольшого числа икон, переданных Академией, был организован отдел христианских древностей. В музее был также отдел этнографии Российской империи, славян и народов сопредельных стран.
Первоначально экспозиция музея не носила научного характера. Предметы, представлявшие художественную ценность, соседствовали с второстепенными вещами. Искусствовед П. Нерадовский в 1909–1910 гг. упорядочил коллекцию. В 1913 г. была приобретена первоклассная коллекция икон из коллекции Н. Лихачева (ок. 1, 5 тыс.), ставшая основой отдела древнерусского искусства.
Коллекция Русского музея быстро разрасталась, поэтому в 1911 г. было открыто новое здание, построенное по проекту архитектора В. Свиньина, для этнографического отдела между Михайловским дворцом и Большой Садовой улицей. В этом монументальном здании архитектор удачно воспроизвел стиль архитектуры К. Росси. Ныне здесь находится Музей этнографии народов России.
В 1912 г. между Михайловском дворцом и Екатерининским каналом архитектор Л. Бенуа возвел выставочный корпус, который теперь так и называется — Корпус Бенуа. И сегодня в этом корпусе постоянно проводятся различные выставки. Кроме того, в комплекс Русского музея входят ныне Строгановский, Михайловский (Инженерный) и Мраморный дворцы.
В Государственном Русском музее ныне хранится более 320 тыс. экспонатов, значительная часть которых находится в фондах и выставляется лишь на временных выставках. В отличие от Третьяковской галереи, в которой значительное место занимает древнерусская иконопись и картины передвижников, в Русском музее более полно представлено русское искусство XVIII в., русская академическая школа, произведения членов общества «Мир искусств» и русский авангард XX в.
Живопись и скульптура XVIII в. представлены работами Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Шубина, И. Мартоса, М. Козловского. В коллекции живописи XIX в. — картины В. Тропинина, П. Федотова, В. Перова, Н. Ге, И. Крамского, И. Шишкина, А. Куинджи, В. Верещагина, В. Васнецова. В Корпусе Бенуа развернута фундаментальная экспозиция художников Серебряного века, входивших в творческие объединения «Мир искусств», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз молодежи». Здесь можно увидеть работы М. Врубеля, К. Сомова, В. Борисова-Мусатова, С. Судейкина, Н. Рериха, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, В. Серова, П. Кончаловского. Авангардную живопись XX столетия хорошо демонстрируют картины К. Малевича, В. Татлина, М. Шагала, П. Филонова, К. Петрова-Водкина, Н. Гончаровой. В этой же экспозиции выставлены скульптурные работы П. Трубецкого, А. Матвеева, С. Коненкова, А. Голубкиной.
Еще по теме:
Мистика и история
На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические и историко-мистические.
1991 год радует началом сериала "Легенда о королях-драконах" (1991-1993) о четырех братьях, обнаруживших в себе мистические способности легендарны ...
Наиболее распространенные стереотипы русских в современной Германии
Вследствие почти полувекового существования двух Германий, которое закончилось 3 октября 1990 года, восприятие русских западными и восточными немцами существенно различается. Это объясняется в основном тем, что жители западной и восточной ...
Фреска
Фреска (от итал. affresco – свежий), аффреско – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальц ...