Дом Иконникова.
Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивы каменного зодчества, является дом Иконникова (ул. Республики, 19). Фасад с видом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного типа - с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиями усиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, что создаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполнены в традиционном тюменском духе. Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь - барочно-ренессанскую полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой венчающий фасад ризалита.
Интерьеры дома Иконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепному декору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку. Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то есть последовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными и арочными проёмами. В этой небольшой спальной комнате со скругленными углами в верхней части стен выполнены квадратные кессоны. А потолок украшен гигантской объёмной розеткой. Художественная выразительность миниатюрной комнатки очень привлекает своей красотой и задерживает внимание именно здесь. Печь-камин является гармоничной частью интерьера. Отделка печи-камина глиняными изразцами в былые времена являлась уважением хозяина к самому себе. Потолок гостиной украшен сложным лепным плафоном, но вместе с тем отличается тёплой гармоничной композицией, а верхняя часть стен богато профилирована и украшена декоративными кронштейнами.
Дом – музей "Городская дума".
Городская Дума представляет собой двухэтажный прямоугольный объём на цокольном этаже. Ось главного фасада выделена четырёхколонным коринфским портиком. По оси противоположного фасада размещён небольшой объём ретирад.
Главный портик увенчан ступенчатым аттиком. В уровне второго этажа между портиком и стеной здания устроен большой балкон. Важный элемент фасада — высокая наружная лестница.
Несмотря на небольшие размеры, городская управа выглядит очень значительной. Сказывается, очевидно, её островное положение, спокойные пропорции, большая высота цокольного этажа, а главное — наличие большого портика и внушительной лестницы. Большое значение имеет и тактичность декора: оконные проёмы чётко прорезают массивы стен и не имеют наличников. Лишь небольшие декоративные замковые камни над окнами первого да прямые сандрики на кронштейнах над окнами второго этажей являются украшающими элементами. Здание стоит на высоком цоколе, обработанном линейным дощатым рустом. Этот вид руста самый “абстрактный” из всех, ибо он не имитирует кладки из каменных блоков, а лишь разрезает стену параллельными линиями и тем самым создаёт образ находящейся под нагрузкой однородной массы.
Городская дума — памятник архитектуры XVIII века (построена в 1795 году), одно из первых гражданских зданий в то время провинциального городка Тюмени, расположенного относительно столицы России — Петербурга в далёкой русской окраине — в Сибири. Античная и Ренессансная архитектура оказала влияние на становление Русского классицизма в столичных городах нынешнего СНГ. Тюмень никогда не являлась столицей государства, но вместе с тем все элементы классицизма здания Городской думы налицо, но вместо строгого и величественного — каким должно быть казённое здание в ту эпоху — получилось сооружение простодушное, лишь пытающееся “изобразить серьёзность”.
Особенно это заметно в портике — колонны слишком грузны для коринфского ордера, а ступенчатый аттик, напротив, слишком лёгок. Но все эти неправильности, тем не менее, и придают архитектуре особое очарование непосредственности. Более того, созданная портиком пространственность позволяет отнести здание Тюменской городской думы к типичным произведениям русского классицизма — стиля, который в отличие от западноевропейского, неизменно воспринимал ордерную систему как пространственную, а не плоскую. Ордерной разработке стенной плоскости зодчие русского классицизма предпочитали выдвинутые перед стеной портик или колоннаду. Поэтому наибольшее влияние на формирование отечественного классицизма оказали те архитекторы итальянского Возрождения, которые своей концепцией утверждали главенствующую роль объёма, а не плоскости. Одним из таких зодчих был великий итальянец Андреа Палладио. Удивительным образом черты его знаменитой виллы Ротонды, построенной в 1551 году, проявились в Сибири, в портике и лестнице здания Тюменской городской управы — настолько интернациональными и жизнеспособными оказались принципы классицизма в зодчестве.
Еще по теме:
Садово-парковое искусство Индии
Садово-парковое искусство - одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо - Даро и Хараме - и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева - древнейший индийский культ, воспри ...
Скульптура
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, ...
Искусство. Архитектура
В культуре Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала искусству. Конец XV — начало XVI в. стали периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно боль ...