Принципы расположения музейных предметов не сводятся к чисто декоративному их размещению, они возникают, как эстетическое выражение определенной темы, где продумано каждое сопоставление, аналогия.
Коллекции музеев собираются, сохраняются и демонстрируются не ради них самих, они рассчитаны на зрителя и должны исходить из его интересов. Времена меняются, меняется и зритель. Модернизация экспозиций — это их реконструкция или полная замена. Задача состоит в осмыслении и определении необходимости перестраивать частично или полностью устаревшие экспозиции. Некоторые экспозиции прошлого, интересны тем, что они сами являются экспонатами, свидетелями конкретных исторических событий, и могут передавать информацию и о своих создателях, и об эпохе, в которой те жили.
В экспозиционно-выставочной деятельности используется научная концепция, структура:
1. Общие положения. Идеология экспозиции. Профиль музея и экспозиция. Роль и место музея в социокультурной ситуации региона Уровень науки о писателе.
2. Музейная коммуникация: экспозиция — исследователь — экспозиционер — музейный педагог — посетитель музея.
3. Виды экспозиции. Особенности литературной экспозиции.
4. Виды экспозиционных материалов. Критерии отбора музейных предметов для экспонирования.
5. Структура экспозиции. Способы организации экспонатов в музейном пространстве.
6. Тематико-экспозиционный план. Этапы проектирования экспозиции.
7. Архитектурно-художественное решение экспозиции.
8. Выставочная деятельность музея: типология временных выставок; принципы организации; формы, методы и приемы показа; отбор экспонатов; основные этапы научной и художественной подготовки выставок. Координация выставочной деятельности с другими подразделениями (филиалами) ЦБС.
9. Оборудование для экспозиционной и выставочной деятельности.
10. Условия сохранности музейных предметов в экспозиции и на временных выставках.
11. Документы, регламентирующие передачу музейных предметов из фондов для показа в экспозиции и на временных выставках.[16]
Культурно-образовательная деятельность — это понятие появилось на рубеже 1980—90-х гг. на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию, когда происходит переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода и складывается образовательная модель музея. Музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.
Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны к традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея. Значение клубных форм музейной работы, превращающих музей в центры общения, возрастает в современной ситуации господства новых информационных технологий в постиндустриальном обществе. Люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в реальном пространстве музея.[26]
Еще по теме:
Няньхуа – китайская техника
цветной ксилографии
В канун Нового года в китайских домах издавна развешивают отпечатанные на бумаге ярко расцвеченные эстампы, которые в XIX веке получили название няньхуа – новогодние картины. Появление няньхуа как вида изобразительного искусства было обус ...
Характеристики композиции
Можно грамотно построить тени и перспективу, подобрать цветовые сочетания, шрифтовое оформление, но работа не станет своеобразной и выразительной. Для того чтобы сформировать художественный образ, придать ему эмоциональность и создать нас ...
Культура Древнего Рима
Согласно преданию, город Рим был основан в 753 г. до н.э. двумя братьями Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея. Довольно рано римляне встали на путь завоеваний. В III в. до н.э. под их контролем находилась уже вся Италия, а в I ...