В психолого-педагогической литературе классификация педагогических условий связана с доминирующей целью, обеспечивающей формирование мотивов деятельности; с формированием знаний и умений на основе управления процессом обучения, включением субъекта педагогической деятельности в активное обучение и творчество (Т.И. Шамова, В.И. Андреев). Н.Ф. Талызина выявляет условия эффективного управления деятельностью по усвоению знаний и навыков (в нашем исследовании – творческих ЗУНов), которые неразрывно будут связаны с изменениями и ростом духовных потребностей как необходимого условия приобщения члена производственного коллектива к художественным ценностям:
- необходимость точного указания объекта, процесса управления, наличие цели, программы воздействия на объект воспитания (процесс) с учетом переходных составляющих;
- получение и переработка информации с целью выработки корректирующих воздействий;
- реализация корректирующих воздействий.
Определение условий необходимо, чтобы удовлетворить духовные потребности участников художественной самодеятельности, к которым относятся духовные ценности. Итак, что представляют собой потребности ? В науке потребности трактуются как состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность (91, с.74). В.Г. Крысько считает, что потребность - это испытываемая личностью нужда в чем-либо (104, с. 93). Мы же в своем исследовании придерживаемся трактовки, данной Г.С. Тарасовым: «Духовная потребность – это потребность целостной личности, причем по своей обращенности к личности – это положительная потребность. Она выступает как форма организации, выражения и развития той сферы значимости, которой живет данная личность в своей индивидуально своеобразной, но непременно общественной, социальной жизни» (190, с.187). Он же отмечает, «что духовные потребности выступают как социальные потребности индивида… аккумулируют общественное содержание через средства и «орудия» духовной деятельности» (Там же, с.27). Средства духовной деятельности участвуют в социальном формировании предмета этих деятельностей, непосредственно или опосредованно влияют на создание (или освоение) этого предмета. Благодаря этому духовные потребности предстают в своей социальной динамике, многозначности и обладают большими возможностями активизирующего воздействия на индивида. Участие личности в деятельности творческого коллектива – это, прежде всего, работа над совершенствованием своих исполнительских навыков и умений, расширение художественного кругозора, упрочение коммуникативных связей, в основе которых находится совместный труд.
К понятию «групповая потребность» (в нашем случае коллективно-творческая) обращались в своих работах Г.А. Андреева, Л.П. Буева, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др. Ученые отмечали, что мотивация совместного коллективного труда имеет свою специфику по отношению к мотивации индивидуальной деятельности, но в то же время мотивация индивидуальной деятельности выступает ее основой. Потребность в творческой деятельности неразрывно связана с творчеством. Социально-психологический аспект проблемы творческих потребностей заключается в анализе соотношения двух факторов, детерминирующих трудовую деятельность: с одной стороны, процесса труда как такового, а с другой - отношение работника к труду. Труд - это всегда социально обусловленный процесс (152, с.78.). Выявление интересов и потребностей дает относительно полное представление о художественно-эстетической направленности, если не всего, то части производственного коллектива. Поэтому можно вести речь не только о потребностях, но и о творческих устремлениях членов производственного коллектива.
В 1999 году нами был проведен пилотажный срез в производственном коллективе моторного завода «ЧТЗ Уралтрак» (г. Челябинск). В опросе участвовало 25% от каждой смены работающих. Анализ полученных материалов показал достаточно широкую палитру художественно-эстетических интересов и потребностей (табл. 2.).
Таблица 2
Результаты среза посещения культурно-досуговых центров рабочими и служащими производственного коллектива за год
Виды искусств | Возраст |
Образование и пол |
Итого | |||||||||
Пол |
среднее |
сред. спец. |
н/высшее |
высшее | ||||||||
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж | |||
Посещение театров: оперный, драматический и т.д. |
18-25 |
1 |
1 |
1 | ||||||||
26-40 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 | |||||
41-50 |
12 |
7 |
2 |
2 |
10 |
5 |
19 | |||||
51-60 |
5 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
8 | |||||
22 |
12 |
2 |
6 |
1 |
1 |
15 |
9 |
34 | ||||
Посещение концертов звезд эстрады |
18-25 |
47 |
19 |
27 |
10 |
10 |
4 |
3 |
1 |
7 |
4 |
66 |
26-40 |
25 |
13 |
10 |
4 |
6 |
3 |
3 |
2 |
6 |
4 |
38 | |
41-50 |
19 |
19 |
6 |
4 |
7 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
29 | |
51-60 |
6 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 | |||||
97 |
46 |
46 |
20 |
26 |
12 |
9 |
4 |
16 |
10 |
143 | ||
Посещение концертов художественной самодеятельности |
18-25 |
30 |
6 |
20 |
3 |
6 |
2 |
3 |
1 |
1 |
36 | |
26-40 |
40 |
5 |
26 |
3 |
7 |
2 |
6 |
1 |
45 | |||
41-50 |
42 |
7 |
30 |
4 |
7 |
2 |
1 |
3 |
2 |
49 | ||
51-60 |
30 |
14 |
26 |
10 |
3 |
3 |
1 |
1 |
44 | |||
142 |
32 |
102 |
20 |
23 |
7 |
11 |
2 |
6 |
3 |
174 | ||
Посешение концертов симфонического и народного оркестр |
18-25 |
8 |
3 |
2 |
3 |
8 | ||||||
26-40 |
8 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
10 | ||||
41-50 |
10 |
4 |
1 |
3 |
2 |
1 |
5 |
2 |
14 | |||
51-60 |
11 |
5 |
1 |
2 |
1 |
7 |
3 |
16 | ||||
37 |
11 |
3 |
9 |
2 |
6 |
19 |
7 |
48 | ||||
ВСЕГО: |
298 |
101 |
151 |
42 |
64 |
22 |
27 |
6 |
56 |
29 |
399 |
Еще по теме:
Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце.
Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...
Маргинальная культура, субкультура, контркультура
Маргинальная культура. Маргинальная культура понимается двояко. В последнее время специалисты стали рассматривать маргинальную культуру как особый тип пограничной культуры, рассчитанной на вкусы специфических групп интеллигенции и характе ...
Творчество Джованни Баттиста Пиранези
Родился Пиранези в Мольяно, близ Местре. В Венеции изучал перспективу и искусство сценической декорации. В 1740 году уехал в Рим, где до 1744 года обучался технике гравюры у Джузеппе Вази. После этого он ненадолго вернулся в Венецию, а в ...