Создание художественного коллектива на производственном предприятии, как фактическое приобщение рабочих и служащих к художественно-эстетическим ценностям, проходит несколько этапов, каждый из которых содержит свои организационные и художественно-творческие цели, задачи; использует и преобразует формы и методы классической педагогики в досуговой творческой деятельности. В психолого-педагогическом процессе организации и развития творческого объединения (народного хора) использовались принципы систематичности, последовательности, доступности, наглядности, единства обучения и воспитания, научности, преемственности творческого (художественного) воспитания и развития. Используя в своей работе идеи гуманистической педагогики творческого саморазвития личности, коррекции и возвышения ее художественно-эстетических ценностей, идеи культорологического и аксиологического принципов исследования, мы опирались в своей управленческо-педагогической деятельности на «метод предоставления равных творческих возможностей» (180, с.48) всем членам хора.
Анализ опыта и исследований по проблеме позволил разработать модель организации и управления процессом приобщения членов производственного коллектива к художественной самодеятельности, которая носит процессуально-содержательный характер и включает в себя три этапа: диагностический, организационный и содержательный.
Диагностический этап включает изучение и научно-психологический анализ художественно-творческого потенциала крупных промышленных предприятий Челябинской области (региональный аспект). Объектом психолого-педагогического анализа выступают эксперты – руководители структурных подразделений трудового коллектива (начальники цехов, отделов, мастера участков, бригадиры, руководители красных уголков – комнат отдыха). В качестве основных методов изучения и диагностики художественно-творческого потенциала трудового коллектива являлись: включенное наблюдение, анализ архивных документов комплексных планов работы предприятий, цехов, профсоюзных организаций, красных уголков, ретроспективный анализ истории создания художественной самодеятельности на трех уровнях - трудового коллектива, цеха, бригады; метод монографического (социально-психологического) портрета активных участников художественной самодеятельности; анкетирование членов производственного коллектива, являющихся участниками клубной художественной самодеятельности в прошлом и в настоящее время.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта возможно организация работы цехового коллектива художественной самодеятельности, исходя из удовлетворения творческих потребностей членов промышленного предприятия.
Организационный этап:
- создание материально-пространственной среды для реализации самоактуализирования творческой личности на трех уровнях: производственного коллектива, цеха, бригады;
- определение психолого-педагогических функций хорового коллектива и поля его деятельности на ведущих культурно-досуговых мероприятиях производственного коллектива для максимальной реализаций творческих потребностей самопроявления члена;
- определение организационно-педагогических функций руководителя хорового коллектива: целеполагание, планирование и организация работы, учет, контроль и коррекция художественно-творческого процесса, планирование репертуарной политики, адекватно меняющимся художественным потребностям личности. Опека и руководство в развитии малых групп (вокальные ансамбли), лидерских структур, формирование традиций позитивного СПК;
- определение и экспериментальная проверка соответствующих педагогических условий по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям включающих:
а) выявление особенностей художественно-эстетического потенциала коллектива;
б) широкий выбор видов художественной самодеятельности, на основе интересов и способностей членов коллектива;
в) приближение художественной самодеятельности к непосредственному производству;
г) формирование коллектива художественной самодеятельности с ориентацией его членов на эстетические ценности, выбор методов и форм культурно-досуговой деятельности, направленных на организацию приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, которые выступают объектом педагогического воздействия, опираясь на разработанную организационную структуру.
Содержательно-коррекционный этап предполагает: определение цели работы и ориентацию на максимальное раскрытие творческих задатков, способностей, социального опыта членов производственного коллектива, их самоактуализацию, самопроявление и самореализацию в хоровом коллективе с целью развития, коррекции и качественного изменения художественных потребностей. На этом этапе моделирования педагогического процесса использовались следующие методы: интервьюирование участников экспериментальных хоровых коллективов и их руководителей, опросы экспертов (совет директоров ОАО, з-д Колющенко, ЧТЗ «УРАЛТРАК», начальники цехов, директора, художественные руководители базовых дворцов культуры), анкетирование и тестирование участников контрольной группы, связанные с диагностикой самоактуализированной личности (А.Маслоу), репертуарная решетка для определения уровня удовлетворения художественно-творческой деятельностью и изменения духовных потребностей.
Еще по теме:
Производственный план
Таблица 2. Потребность в материалах
№
п/п
Наименование
Требуемое количество
Цена
Стоимость,
Руб.
1
Лист АД. М1.5х600х2000
Масса 1погонного метра - 2.453кг
500х550мм
100руб/кг
123
2
Алюминий лите ...
Обоснование выбора комплекса оборудования, его
технические характеристики
Плазменно-кислородная машина "Гранат ППлКЦ-2.5" предназначена для плазменной контурной тепловой резки, охватывает операции от склада (накопителя) очищенных и загрунтованных листов металла до склада (накопителя) вырезанных детале ...
Аксиологическая концепция культуры
В рамках этой концепции К. – совокупность матер и дух ценностей. В современной лит-ре ценность понимается: 1. как предмет, имеющий какую-л. пользу и удовлет ту или иную потребность чел; 2. как идеал (представление о желаемом); 3. как знач ...