Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Страница 6

Создание художественного коллектива на производственном предприятии, как фактическое приобщение рабочих и служащих к художественно-эстетическим ценностям, проходит несколько этапов, каждый из которых содержит свои организационные и художественно-творческие цели, задачи; использует и преобразует формы и методы классической педагогики в досуговой творческой деятельности. В психолого-педагогическом процессе организации и развития творческого объединения (народного хора) использовались принципы систематичности, последовательности, доступности, наглядности, единства обучения и воспитания, научности, преемственности творческого (художественного) воспитания и развития. Используя в своей работе идеи гуманистической педагогики творческого саморазвития личности, коррекции и возвышения ее художественно-эстетических ценностей, идеи культорологического и аксиологического принципов исследования, мы опирались в своей управленческо-педагогической деятельности на «метод предоставления равных творческих возможностей» (180, с.48) всем членам хора.

Анализ опыта и исследований по проблеме позволил разработать модель организации и управления процессом приобщения членов производственного коллектива к художественной самодеятельности, которая носит процессуально-содержательный характер и включает в себя три этапа: диагностический, организационный и содержательный.

Диагностический этап включает изучение и научно-психологический анализ художественно-творческого потенциала крупных промышленных предприятий Челябинской области (региональный аспект). Объектом психолого-педагогического анализа выступают эксперты – руководители структурных подразделений трудового коллектива (начальники цехов, отделов, мастера участков, бригадиры, руководители красных уголков – комнат отдыха). В качестве основных методов изучения и диагностики художественно-творческого потенциала трудового коллектива являлись: включенное наблюдение, анализ архивных документов комплексных планов работы предприятий, цехов, профсоюзных организаций, красных уголков, ретроспективный анализ истории создания художественной самодеятельности на трех уровнях - трудового коллектива, цеха, бригады; метод монографического (социально-психологического) портрета активных участников художественной самодеятельности; анкетирование членов производственного коллектива, являющихся участниками клубной художественной самодеятельности в прошлом и в настоящее время.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта возможно организация работы цехового коллектива художественной самодеятельности, исходя из удовлетворения творческих потребностей членов промышленного предприятия.

Организационный этап:

- создание материально-пространственной среды для реализации самоактуализирования творческой личности на трех уровнях: производственного коллектива, цеха, бригады;

- определение психолого-педагогических функций хорового коллектива и поля его деятельности на ведущих культурно-досуговых мероприятиях производственного коллектива для максимальной реализаций творческих потребностей самопроявления члена;

- определение организационно-педагогических функций руководителя хорового коллектива: целеполагание, планирование и организация работы, учет, контроль и коррекция художественно-творческого процесса, планирование репертуарной политики, адекватно меняющимся художественным потребностям личности. Опека и руководство в развитии малых групп (вокальные ансамбли), лидерских структур, формирование традиций позитивного СПК;

- определение и экспериментальная проверка соответствующих педагогических условий по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям включающих:

а) выявление особенностей художественно-эстетического потенциала коллектива;

б) широкий выбор видов художественной самодеятельности, на основе интересов и способностей членов коллектива;

в) приближение художественной самодеятельности к непосредственному производству;

г) формирование коллектива художественной самодеятельности с ориентацией его членов на эстетические ценности, выбор методов и форм культурно-досуговой деятельности, направленных на организацию приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, которые выступают объектом педагогического воздействия, опираясь на разработанную организационную структуру.

Содержательно-коррекционный этап предполагает: определение цели работы и ориентацию на максимальное раскрытие творческих задатков, способностей, социального опыта членов производственного коллектива, их самоактуализацию, самопроявление и самореализацию в хоровом коллективе с целью развития, коррекции и качественного изменения художественных потребностей. На этом этапе моделирования педагогического процесса использовались следующие методы: интервьюирование участников экспериментальных хоровых коллективов и их руководителей, опросы экспертов (совет директоров ОАО, з-д Колющенко, ЧТЗ «УРАЛТРАК», начальники цехов, директора, художественные руководители базовых дворцов культуры), анкетирование и тестирование участников контрольной группы, связанные с диагностикой самоактуализированной личности (А.Маслоу), репертуарная решетка для определения уровня удовлетворения художественно-творческой деятельностью и изменения духовных потребностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Творчество А. П. Сумарокова
Первым представителем русской классицистской драматургии, первым профессиональным драматургом и театральным деятелем был Александр Петрович Сумароков (1718—1777). Он сыграл большую роль в развитии отечественного сценического искусства. Ли ...

Представители русского импрессионизма: В.Серов, К.Коровин, И.Грабарь
В творчестве Валентина Александровича Серова (1865—1911) выделяют лишь период увлечения импрессионизмом. А картину «Девочка с персиками» считают чуть ли не эталоном русского импрессионизма в портрете. "Писал я больше месяца и измучи ...

Инженерия будущего
Развитие инженерной культуры продолжается. В настоящее время «постклассическая» инженерная культура становится универсальной, применимой во всех сферах человеческой деятельности; она делает своей теоретической базой всю систему научного з ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы