Одним из важных организационно-педагогических условий развития современного производственного коллектива является приближение художественной самодеятельности к непосредственному производству. Нам представляется важным построение рабочей модели, которая опирается на теоретические разработки гуманистического направления в современной психолого-педагогической литературе (В.И.Андреев Ю.К. Бабанский, И.С. Ломакина и др.). В философском смысле гуманизм (от лат. – человеческий, человечный) признает особую ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих сил и способностей, считая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов (в нашем исследовании – современном производственном коллективе).
Личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, мотивации, потребности, его умение контролировать и прогнозировать себя, реализовать свою самоактуализацию во всех видах деятельности (А.Маслоу, К. Роджерс), в том числе – художественно-творческой (Л.Г. Брылева, А.П. Марков, Е.И. Смирнова, Ф.А. Соломоник и др.). В структуру личности входят различные базовые компоненты, которые составляют его духовное ядро – по С.И. Ожегову, его душу, внутренний психический мир (138, с.178). Духовное развитие личности – это, в сущности, развитие его потенциалов, которые проявляются и формируются в деятельности. Теоретически обозначены четыре вида человеческой деятельности: преобразовательная (созидательная, творческая); познавательная (гносеологическая); ценностно-ориентационная (аксеологическая); коммуникативная (общение). Для осуществления этих видов деятельности человеку надо обладать определенными психическими свойствами: способностью к созиданию, познанию, оценке и общению. Мы учитывали, что сведение личности к духовным потенциалам и деятельности излишне психологизирует проблему в ущерб ее социальным аспектам, ибо человека нужно рассматривать не только в его деятельности, но и в контексте социальных отношений (201, с.28). Поэтому в нашем исследовании в структуру личности были включены и выполняемые человеком роли, которые можно свести к четырем основным позициям: производственной, общественной, бытовой и досуговой. Поскольку досуговая художественная деятельность осуществляется и изучается нами в условиях современного производственного коллектива и по выдвинутой нами гипотезе ставит основной целью приобщение человека к художественным ценностям, мы считаем, что построение рабочей модели функционирования самодеятельности и, самое главное, возможность психолого-педагогического изучения ее потенциала нужно строить от личности к малым группам (бригада, участок), затем при выявлении наиболее одаренных в творческом отношении людей идти к главной цели – созданию стабильного коллектива на уровне цеха и предприятия, т.е. приближая художественную самодеятельность к производству.
Создание творческого самодеятельного коллектива определенного жанра (хор, оркестр народных инструментов, агитбригада и т.д.) в современном производственном коллективе зависит от предпочтительных ориентаций его членов на определенные художественно-эстетические ценности, которые так или иначе связаны с опытом исследования, его научно-теоретическим анализом и обобщением. На основе предпочтительных художественных видов деятельности, ориентаций выбирается жанр творческого коллектива. Многолетний практический опыт автора, ретроспективный анализ художественной самодеятельности производственных коллективов, длительное включенное наблюдение, интервьюирование и анкетирование членов производственного коллектива, опрос экспертов показали, что самый большой процент (в прошлом, в настоящее время) эпизодического участия личности в разовых концертах принадлежит хору народной песни – наиболее демократическому и массовому виду художественной самодеятельности, не требующему специальной подготовки, знаний, умений и навыков (как, например, игра на каком-либо музыкальном инструменте), связанному в своем репертуаре с народным музыкальным творчеством (различные жанры песен, обряды и народные празднества), включающие и другие виды творческой деятельности.
Выбор и создание народного хора в производственном коллективе по своей психолого-педагогической парадигме связан с теорией коллективообразования в области социальной психологии и педагогики, в частности педагогики досуга. Отличительные особенности коллектива как групповой общности достаточно полно разработаны Л.Г. Буевой, В.Г. Ивановым, Н.И. Лапиным, А.П. Донцовым, А.Н. Лутошкиным, А.В. Петровским, В.А. Петровским, Л.И. Уманским и др. В трудах этих ученых раскрываются социальные функции, общие закономерности развития коллектива и личности; освещаются вопросы коллективного общения, межличностных отношений, психологического климата, ценностных ориентаций и многое другое. Большой вклад в развитие теории коллектива внесли А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Г. Шацкий, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский Л.И. Новикова, Т.Е. Конникова и др. Были сформулированы принципы и методы управления: сочетание доверия и требовательности, перспективных линий, параллельного действия, методики сплочения, выработки общих ценностей. Применительно к педагогике досуга различные аспекты особенностей художественно-творческого коллектива рассматривались Е.И. Смирновой, Ф.А. Соломоником, Ю.Е. Соколовским, В.И. Плоткиным, А.П. Марковым и другими учеными.
Еще по теме:
Формирование русской культуры
Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом других восточнославянских народов с первых веков новой эры на терр ...
В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз
В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к ...
Развитие музейного дела в XVIII веке
в России
музейный экспонат коллекция искусство культура
Важнейшее значение для понимания музея имеет изучение причин и механизмов его появления и развития. Возникновение музеев нередко связывают с изначально присущей человеку потребностью собират ...