На основании полученных данных мы выяснили, что 40,3% работников производственного коллектива ежегодно не менее одного раза в год посещают культурно-досуговые центры (театры, концерты симфонического оркестра, звезд эстрады, самодеятельных коллективов и т.д.). Отметим, что молодежь тяготеет к концертам звезд эстрады (10,6% мол. возраст – 3,9% старш. возраст), а старшие возрастные группы более многочисленны на спектаклях оперного и драматических театров (2,7% старш. возраст.- 0,7% м.в.), а также на концертах оркестровой музыки (3% старш. возраст – 1,8% мол. возраст). На представлениях любительских коллективов и отдельных исполнителей посещение возрастных групп было почти равным (9,4% старш. возраст – 8,2% мол.возраст). В итоге мы получили возможность сконцентрировать наше внимание на определенной группе лиц, которые, по нашему предположению, могли принять участие в цеховой художественной самодеятельности.
Следовательно, можно вести речь о наличии известных художественно-эстетических ценностях, интересах и потребностях членов коллектива в реализации своего творческого потенциала, выступающих предпосылками и выполняющих функции условий приобщения личности к художественной самодеятельности.
Анализ современного состояния феномена производственного коллектива показал, что потеряны многие приоритеты этого социального организма не только в производственном процессе, экономике, но и управлении сущностным смыслом целостного педагогического процесса руководства этого коллективообразования, включая производственный (материальный) и духовный в том числе – художественный процесс. В общих планах развития производственного коллектива сегодня, как правило, отсутствуют разделы культурного, эстетико-художественного воспитания личности, более чем на 50% сократились так называемые «красные уголки» – ныне комнаты отдыха (рекреации) и их руководство (1-2 человека, на общественных началах, профком цеха), не имеющих, за редким исключением, планов культурно-досуговой деятельности.
Трудность изучения художественно-эстетических возможностей современного производственного коллектива, с одной стороны, состоит в том, что принципы художественно-творческих интересов, ориентаций, мотивов и потребностей личности зависят не только от руководителя хорового коллектива, который пришел возрождать и возвышать «былые» творческие позиции, но и от понимания важности нравственно – эстетического воспитания, развития творческой личности в трудовом коллективе со стороны его руководителей. С другой стороны, в художественной самодеятельности в отличии от профессиональных коллективов есть одна существенная разница. В таких коллективах слиты воедино педагогический и художественный процессы. Подчеркнем, что в художественной самодеятельности художественно-педагогический процесс имеет два рода результатов: предметный и педагогический. Е.И. Смирнова пишет: «Художественный процесс в самодеятельности может и должен сопровождаться нехудожественной деятельностью: от актов неформального общения до участия в общественной деятельности. Однако неверно думать, что только эта воспитательная работа (которую и планируют как таковую) и воспитывает участника» (174, с.147). Мы считаем, что более сильным во всех случаях окажется педагогическое воздействие, которое сознательно или бессознательно заложено в основном виде деятельности – художественном процессе, т.е. в приобретении художественно-эстетических ценностей.
Сложность и специфичность педагогического процесса в художественной самодеятельности состоит в том, что основной целью здесь является создание художественного продукта, и носителем этой цели является не только руководитель, но и участники коллектива. Однако художественный продукт как цель может жестоко обходиться с объектом педагогического воздействия – хором, если он пока ограниченной одаренности и мастерства.
Сущность педагогического процесса заключается и в том, что реальные мотивы участия в художественной самодеятельности многообразны. Это индивидуальные художественные ценности, потребности, мотивы, установки, которые нужно руководителю не просто изучить, обобщить, классифицировать, но и на основе этого опыта выстроить педагогический процесс (при всем разнообразии) как ориентацию на такую творческую деятельность, которая даст качественный художественный результат. Участники, вовлеченные педагогом-психологом в интересный творческий процесс, будут идти к качественному продукту деятельности, хотя внешне это будет проявляться как интерес к творчеству. Исходя из приведенного, можно сформировать организационную модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям (схема 1.)
Схема 1
Организационная модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям
|
|
Еще по теме:
Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце.
Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...
Культура как проблема психоанализа
Одним из влиятельных иррациональных направлений является психоанализ. Основы этого направления были заложены З.Фрейдом. Основные идеи психоанализа Фрейд изложил в работе «Психология бессознательного», «По ту сторону принципа удовольствия» ...
Опытно-экспериментальная работа
Мы рассмотрели теоретические проблемы приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям средствами самодеятельности и пришли в выводу, что художественная самодеятельность выступает в организационно-педа ...