- для совершенствования вокально-хоровой культуры коллектива проводились специальные занятия (нотная грамота, посещение концертов, слушание пластинок и т.д.).
- для совершенствования сценической культуры организованы просмотры видеокассет, отводилось время для обучения и совершенствования необходимых навыков;
- концертная деятельность, уровень исполнительской культуры коллектива, репертуар способны удовлетворить индивидуальные творческие и духовные потребности участников хора.
Следующий период развития самодеятельного хора продолжал решать задачу приобщения его участников к эстетическим ценностям. С этой целью работа творческого коллектива была направлена на выполнение намеченной педагогической программы:
- формирование традиций творческой деятельности в хоре;
- совершенствование навыков хорового пения;
- совершенствование навыков игры на духовых и шумовых инструментах народной традиции;
- приобретение навыков оформления сценариев для хора;
- продолжение изучения основ нотной грамоты;
- введение музыкального лектория;
- обучение лидеров хора основам хормейстерской работы;
- организация условий для творческого саморазвития членов хора;
- учет индивидуальных потребностей участников хора (к дальнейшему стимулированию) для развития духовных художественных ценностей;
- распределение некоторых организационных функций между активом и лидерами хора.
Этим самым мы развивали интересы и потребности в приобщении к художественно-эстетическим ценностям.
Исследование показало, что в решении этих вопросов важная роль принадлежит традициям.
Необходимо было развивать складывающиеся традиции творческой деятельности в хоре. Как известно, на первом этапе работы коллектива формировались вокально-хоровые навыки, межличностные отношения, изучалась нотная грамота, созданы четыре комиссии и т.д. На втором этапе мы должны были создать такие педагогические условия, чтобы все достижения и успехи стали постоянными и традиционными, то есть явились бы устойчивым «механизмом удержания и закрепления социального опыта» (101, с.383). Мы полностью согласны с позицией Е.И. Смирновой, которая пишет, что « насыщенность традициями самодеятельных коллективов зависит не от жанра, а от уровня педагогического руководства коллективом» (173, с.133). Исходя из этого положения, мы скорректировали наши планы и продолжили работу по всем направлениям, где в числе приоритетных было формирование следующих традиций:
- передача вокально-хорового опыта;
- постоянное развитие духовного потенциала каждого члена самодеятельного коллектива;
- систематическое приобщение членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям на различных уровнях;
- проведение совместных вечеров отдыха, загородных поездок;
- активное привлечение новых участников в художественную самодеятельность и т.д.
- посещения смотров, концертов, фестивалей дворцовых и производственных самодеятельных хоровых коллективов.
Появление разнообразных форм работы в концертной программе, повседневной жизни коллектива подняли статус хора и заметно стимулировали его участников к повышению не только исполнительского мастерства, но и в желании быть лучшими, что привело к увеличению числа посещений концертов родственных коллективов. (см. табл. 7).
Таблица 7
Рост заинтересованности деятельностью хоровых самодеятельных коллективов
Кол - участников |
2000 г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
18-25 |
- |
- |
49 |
120 |
26-40 |
- |
- |
8 |
30 |
41-50 |
5 |
10 |
12 |
12 |
51-60 и старше |
3 |
7 |
18 |
Еще по теме:
Субъекты культуры. Массовая культура
По субъекту носителя культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая К. – лучшее достижение ценностей всех народов, населяющих нашу планету. В рамках каждой нац К. принято выделять: Культуру соц общественностей, культуру ...
Классификация гостиниц по обслуживанию целевых рынков
Цель путешествия является основным фактором, определяющим тип гостиницы, ее основное функциональное назначение, требования к ее территории, объему услуг, целесообразных в условиях конкретного гостиничного комплекса, а также определяющим с ...
Значение театра как социально-психологического феномена
В данной главе работы нам хочется показать значимость театрального искусства для здоровой жизни общества. Способность актеров и зрителей к совместному творчеству в ходе спектакля, их готовность идти навстречу друг другу в этом едином вдох ...